Маск-культура Олега ДергачеваВ киевской галерее "Триптих" открылась выставка известного скульптора, карикатуриста и графика Олега Дергачева Carnevale. По мнению автора, лучший способ сохранить карнавальное состояние души - увековечить образ обновляющегося мира в бронзе. Для тех, кто слышит имя Олега Дергачева не впервые, в бронзовых масках, украсивших стены галереи, ничего необычного нет. По сравнению с карикатурами автора и графическими иллюстрациями к стихотворениям Даниила Хармса, Александра Введенского и притчам Франца Кафки эти безглазые уродцы, пожалуй, даже слишком традиционны. А посмотреть на них стоит хотя бы потому, что Олег Дергачев, увлекшийся объемными изображениями не так давно, на сегодняшний день - один из самых многообещающих украинских скульпторов. Во всяком случае, после того как во Львове установили его первую композицию, "Улыбающуюся рыбу", наши искусствоведы перестали бояться слова "микромонументализм", а чиновники признали, что уличной скульптуре не обязательно быть огромной - достаточно, чтобы она просто была выразительной. На первый взгляд, велико искушение принять выставку карнавальных масок за тонкую иронию в адрес политиков (именно так и поняли художника многочисленные интервьюеры, требовавшие ни много ни мало дать "настоящее" имя каждой маске). Достаточно, однако, всмотреться в экспонаты чуть более внимательно, чтобы понять, что автор не лукавит, утверждая, что с реальными персонажами у этих причудливых персон мало общего. Черты своих героев художник подсмотрел в толпе, собирающейся в Венеции в последнюю неделю карнавала. Именно оттуда, уверяет Олег Дергачев, явились эти надменные лбы, чувственные губы и аристократический романский разлет бровей. Масленице европейской культуры, итальянскому Возрождению, и посвятил мастер свою коллекцию - как бы высокопарно или неуместно это ни звучало в устах человека нашего времени. Изюминка проекта - материал, из которого сделаны маски традиционных карнавальных персонажей (красавица, герой-соблазнитель, простак). Легко представить себе маски из бумаги, из ткани, даже из гипса, но в то, что кто-то решится проходить целую неделю с несколькими килограммами бронзы на лице, поверить не так просто. Освобожденные от прямой функциональной роли, маски Олега Дергачева оказываются подлинным символом карнавала - не только целой эпохи в развитии культуры, но прежде всего уникального состояния души. Сбросить с себя омертвевшую кожу, пригвоздить ее к стене, превратить в посмешище - смысл любого карнавала. А справлять его в Венеции или на Андреевском спуске, в антураже Возрождения или в декорациях ХХI века, в сущности, не так уж важно. Богдана Галка Источник: http://www.podrobnosti.ua/
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||