Матисс АнриВ 1893 г. ученик адвоката Анри Матисс пришел в парижскую «Ecole des Beaux Arts» с намерением посвятить себя живописи. Он явно не соответствовал необходимым стандартам Школы. Да это и понятно – первые серьезные картины Анри начал писать лишь в 1890 г. (т.е. тремя годами ранее), к тому же Матисс находился под очевидным влиянием импрессионистов. Его сочли «неумелым подражателем» последних, поскольку молодому живописцу не хватало даже импрессионистского внимания к деталям, проступающим как бы сквозь пелену ощущения. Однако Гюстав Моро, известный художник и член жюри Школы Изящных Искусств, пожалел юношу, предложив ему заниматься в Школе неофициально. Что Матисс и сделал. Впоследствии он вспоминал Моро с любовью и преданностью, как настоящего Учителя. Ведь именно Гюстав определил главный принцип всего последующего творчества Матисса, сказав как-то в 1895 г.: «Вам предстоит упростить живопись». Слова эти оказались пророческими. В конце XIX в. французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Отбушевали страсти по Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. Начинающие художники, понятно, во всем стремились подражать недавним «бунтарям» - следовательно, копировали и их манеру письма. Матисс не был исключением. С 1890 по 1902 гг. он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901). Через много лет сам художник говорил, что находился в те годы под влиянием живописи Сезанна, а затем и личного знакомства с Великим Мастером. Впрочем, натюрморты и пейзажи раннего Матисса представляют собой, скорее, некие общие вариации на тему «импрессионизм в живописи» - иначе говоря, он словно копирует по-своему всех известных в то время художников-импрессионистов, заимствуя и сводя воедино характерные особенности их творчества. Результат был следующим: имя Матисса знали, но в узком кругу адептов живописи. К началу века Анри исполнился 31 год (род. в 1869). С 1902 по 1904 гг. он переживает своеобразный «период подготовки». «Булонский лес» и «Люксембургский сад» (1902) – некое звено между живописью Матисса-импрессиониста и Матисса-фовиста. Художник начинает поиск обнаженных цветовых сочетаний, игру цветовыми пятнами, грубыми и размытыми, но одновременно насыщенными и яркими, совершенно иными, нежели у импрессионистов. Именно эта грубость и насыщенность вызовут позже у критика Л.Вокселя сравнение с «дикостью». Кроме того, в 1904 г. Матисс сближается с известным пуантилистом Синьяком, отчасти перенимая его манеру письма. Однако в отличие от «точечных» множественных ударов кистью Синьяка, Анри Матисс работает, используя ясно различимые, мощные, как бы неумелые, но искрящиеся жизнью мазки (возникает еще один термин, связанный с именем Матисса, – «дивизионизм» (от лат. «division» -«разделение»)). Свои творческие находки, сделанные в течение 1902-04 гг., художник и называл «подготовкой». – Он и несколько его товарищей готовились удивить публику новым явлением в живописи – «фовизмом». В следующем, 1905 г., в Париже состоялся Осенний салон. На нем выставили произведения художники, основным принципом избравшие «раскрепощение цвета». «Цвет действует тем сильней, чем он проще», - писал позже Матисс в «Заметках живописца» (1908). Попав на выставку, критик Воксель был так поражен увиденным, что охарактеризовал новую живопись насмешливым словом «дикая» (фр. «fauve»). Тут же характеристика Вокселя была подхвачена прессой: появился термин «фовизм». В истории искусств и ранее, и после 1905 г. бывало не раз, что случайный, вызванный отрицательными эмоциями эпитет, обращенный к какому-либо направлению, течению, закреплялся за ним в качестве серьезного научного термина. «Фовизм» - типичный тому пример. Представители Осеннего салона, желая противопоставить себя публике и критике, приняли прозвище «фовистов», «дикарей». В своих произведениях они постарались максимально выразить цвет, наслаждались «безумием», «буйством» цвета. Марке и Дерен, Руо, Ван Донген и Вламинк на пару лет увлекаются этой игрой. Главой своего кружка они сразу же избирают Матисса. Что же Матисс? Невероятно, но факт: как таковыми «фовистскими» произведениями художника можно считать лишь три-четыре картины (наиболее известная из них – «Дама на террасе», 1905). За период официального существования фовизма (с 1905 по1907 соответственно) Матисс не создал сколько-либо значительных, запоминающихся картин, которыми богато его творчество последующих лет. Как это часто бывало в западноевропейском искусстве XIX-XX вв., фовизм оказался очередной игрой. И если бы Матисс не поднял «с гордостью» знамя фовизма осенью 1905 г., кто знает, - какая судьба была бы уготована этому течению? Возможно – десяток статей в ежедневных парижских газетах за 1905 г., не более… В 1906 г. Анри отправляется на Восток – в Алжир. Он сразу же увлекается восточными мотивами, без конца рисуя арабские узоры на одеждах и посуде, портреты алжирцев и марокканцев, уголки пустыни. «Статуэтка и вазы на восточном ковре» (1908), «Фрукты и бронза» (1910) и др. картины – тому свидетельство. Но для всей Европы Матисс - еще глава фовистов. И как к фовисту, обращается к художнику русский коллекционер С.И.Щукин, заказывая панно «Танец» и «Музыка» (1910-1911), которые снискали Матиссу славу «знаменитого живописца XX века», поставив в один ряд с другими гениями. Обращение к обнаженной фигуре происходит у художника в 1908 г. Он пишет довольно известную картину «Игра в шары», где заложены принципы изображения человеческих тел, характерные и для «Танца», и для «Музыки». «Нимфа и сатир» - картина 1909 г. – только подтверждает стремление понять человеческую фигуру, передать ощущение не посредством размытых красок и светотени, а причудливым наклоном, полетом, устремлением четко нарисованного человеческого тела в пространство, секундной остановкой в нем. Словно запечатлевая отдельный кадр огромного цветного фильма, трудится художник. Он заставляет мгновение остановиться. Застывают игроки в шары, поющие и играющие музыканты (обыкновенные люди?), сатир и нимфа, покорившаяся силе своего преследователя. Глядя на эти картины, понимаешь: Матисс – действительно великий художник. Его величина в простоте и одновременно головокружительной сложности. «Простая сложность» - пожалуй, так можно в двух словах выразить суть творческого метода художника. С 1911 г. Матисс много путешествует. Посещает Испанию, Россию, Марокко; через несколько лет окажется на Таити и доберется до Америки. Выставляется очень часто – в Берлине, Нью-Йорке, Ницце (1914-1919), Санкт-Петербурге, Париже, Мадриде. Все больше пишет восточных пейзажей и портретов – «Арабская кофейня», «Вид из окна», «Портрет жены художника». Его произведения отличает прежнее стремление к чистому цвету. Он творит под действием некоего «инстинкта» (в 1934 г., в письме А.Г.Ромму, Анри Матисс подчеркивает, суммируя собственные взгляды на живопись: «Необходимо дать слово инстинкту. Когда дело доходит до передачи цветов, я призываю на помощь тот инстинкт, что движет рукой»). Матисс стал знаменитым. В 1930-40 гг., не останавливаясь на достигнутом, он вновь и вновь пробует силы в скульптуре («Генриетта III», «Венера в раковине»: «Стоящая женщина» и т.д.) и графике. Иллюстрирует книги – сборник стихов Малларме (1932), «Улисс» Джойса (1935), стихотворения Ронсара (1942), «Пасифаю» Монтерлана (1944), бодлеровские «Цветы зла» (1944). Портрет Бодлера работы Матисса (наряду с фотографией Надара) становится почти классическим изображением поэта. В статье «Как я делал свои книги» Матисс напишет: «Я проводил линии таким образом, чтобы белая страница привлекала внимание читателя не меньше, чем самый текст.» - Создавалась уникальная техника рисунка, с первого же взгляда отличная от техники всех остальных художников. На этой технике – «несколькими тонкими линиями передать главное» – построен принцип портрета у Матисса. Он изображает лицо (голову), проводя на белом листе черные линии, между которыми – пустота. Так написан портрет Бодлера и несколько портретов Лидии Делекторской (секретаря и друга художника). В 1943-44 гг. Матисс трудится над книгой «Джаз», используя новую технику – «декупажа». Он вырезает определенные цветные рисунки, затем сопоставляет их, подписывая получившуюся композицию. Это было похоже на своеобразную аппликацию. И здесь гениальный Матисс вновь играл – на сей раз в детскую простоту и наивность. Он словно предстает перед читателем-зрителем ребенком, которому дали ножницы, цветную бумагу, и клей, и который вдруг начал творить. Однако и в «Джазе» гений выдает автора – ему так и не удалось спрятаться за вымышленным образом играющего ребенка… В 1948 г. Матисс взялся за создание витражей, росписей по керамике и картин для капеллы в Вансе. Он проработал над проектом вплоть до 1951 г., когда состоялось освящение капеллы. В том же году было осуществлено огромное турне его произведений по Америке. Несмотря на преклонные годы, художник упорно рисует. Принимает различные предложения, касающиеся творчества. И в старости Матисс остается трудолюбивым внимательным живописцем, каким он пришел поступать в Школу Изящных Искусств в 1893 году. Старость не могла победить его гений. Умер Анри Матисс 3 ноября 1954 г. в Ницце, своим творчеством доказав XX веку: искусство только тогда имеет право на игру, когда игрок гениален. Источник: http://www.master.parnas.ru/
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||