Польская живописьПольская живопись XIX в. развивалась под влиянием великой романтической поэзии. Матейко, Гроттер, затем Мальчевский и Выспяньский создали подлинный канон польских символов, из источника которого постоянно черпают новые поколения. Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Главная для польской культуры проблема свободы означала также борьбу за творческую независимость и суверенность искусства. Возрождение польского государства после 1918 г. совпало по времени с интенсивными поисками "польского пути к свободе творчества". Искусство сняло с себя обязательство быть сокровищницей национальной памяти и обратилось к международным образцам, наполняя их местной спецификой. Это был путь, по которому шли объединения художников "Формисты польские", "Ритм", творчество которых было синтезом кубизма, фовизма, экспрессионизма и мотивов отечественного народного искусства. Такой стиль себя оправдал, особенно в прикладном искусстве и архитектуре. Успех ремесленного мастерства и плаката, популярность стилей "Закопане" и "усадебного" - это польский вклад в международное направление элегантного стиля art dйco.
Ключевым этапом, необходимым для того, чтобы понять менталитет поляков, являются годы II мировой войны. Травма, нанесенная оккупацией, страшный опыт концлагерей, массовые вывозы, казни, трагедия холокоста до сегодняшнего дня отзываются эхом в польской живописи, скульптуре, литературе, кино, являясь постоянной точкой отсчета, вечно кровоточащей раной. Первые послевоенные годы до установления диктата соцреализма - это один из наиболее интересных периодов в истории польского искусства. Тогда заявила о себе "Краковская группа" независимых художников и артистов из творческих кругов, связанных с действовавшим во время оккупации театром Тадеуша Кантора. Деятельность "Краковской группы" стала синонимом "освоенного авангардизма", соединяющего в себе стремление к современности с привязанностью к традициям. Поиск художественного пространства и лирическая метафора на грани абстракции позволяют назвать эту польскую разновидность сюрреализма "метафорической живописью". Годы сталинизма - это период искусства, которым власти пытались манипулировать, сделать всегда готовым к услугам. Во всей Европе шла тогда дискуссия вокруг понятия реализма и большого монументального стиля. Польским словом в этой дискуссии стало искусство творческого объединения "Група самокшталценёва", возглавляемого Анджеем Врублевским. Пользуясь мощными изобразительными средствами, эта группа выражала трагедию войны и послевоенную депрессию. Направление "активного искусства" избрали художники, выставлявшие свои работы в варшавской галерее "Арсенал" в 1955 г., которые боролись за право проявления спонтанных эмоций и трагического видения мира, писавшие не щадящие зрителя картины в стиле экспрессионизма. Легенда "Арсенала" сохранилась как бескомпромиссная позиция, пример искусства, не пожелавшего быть равнодушным, ставшего свидетельством времени и напоминанием о "униженных и оскорбленных". Политическая оттепель конца 50-х гг. принесла с собой увлечение популярным в мире движением информель, а также "живописью материи". Лучшим примером в данном случае может служить оригинальное творчество "новохутской группы" или живопись Яга Лебенштейна, которая в 1959 г. стала открытием Бьеннале в Париже. С 1960 г., несмотря на политические сложности и ограничения коммунистической цензуры, польское искусство развивалось параллельно европейскому, переживая очередные этапы: новые модификации, концептуализм, хэппенинг, минимализм. О связи с живым "импульсом современности" заботились независимые галереи и художники-авангардисты. Творческая жизнь в Народной Польше, тем не менее, создавала сильное напряжение между творцами и властью. Переломным моментом стал 1981 г. - подавление первой "Солидарности" и введение военного положения. Искусство 80-х гг., времени "войны государства с народом" имело свой серьезный вариант: зарожденное под опекой Католической церкви Движение независимой культуры, возвращение к национальным и религиозным символам "большой декламации". Наряду с этим существовал вариант буффонадный: живопись "дикой" экспрессии (варшавская Gruppa), парахэппенинговое движение вроцлавского творческого объединения "Помаранчова альтернатива", лодзинский андерграунд, сосредоточившийся вокруг галереи "Стрых", и группа "Лодзь Калишская", художники которой определяли себя как анархисты-дадаисты.
Внутреннее убранство Костела францисканцев в Кракове представляет собой один из прекраснейших примеров европейского декоративного искусства в стиле модерн. Его автор Станислав Выспяньский (1869 - 1907), ученик Яна Матейко - это ярчайшая творческая личность рубежа веков, периода, который получил название "Млода Польска". Всесторонне одаренный: революционный драматург, художник-новатор, возродивший прикладное искусство, он напоминал мастеров эпохи Ренессанса. Свой неповторимый стиль Выспяньский формировал, соединяя жизненные наблюдения с эстетикой конца XIX - начала ХХ вв. и фольклорными мотивами. Кистью и пером он боролся за то, чтобы вывести польскую душу из состояния оцепенения. Годы спустя, его пророческое искусство послужило источником вдохновения для Тадеуша Кантора и Анджея Вайды.
Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Одна из них, созданная в промышленном городе - Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Еще в 20-е гг. ХХ в. Владислав Стшеминьский (1893 - 1952) с соратниками из авангардистской группы "а. r." начал собирать произведения мирового авангардизма. В феврале 1931 г. в Лодзи была открыта галерея современного искусства, ставшая одной из первых в мире постоянных музейных экспозиций искусства авангарда. Уникальная коллекция легла в основу собраний лодзинского Музея искусства, сегодня насчитывающих произведения более 1,5 тысяч авторов.
В 50-е гг. коммунистические власти хотели превратить искусство в инструмент агитации и пропаганды. Произведения, созданные в духе навязанного художникам соцреализма, не имели ничего общество с искусством, а были чем-то вроде идеологического фольклора. Тем не менее, некоторым авторам удавалось соединять участие в событиях своего времени с высоким художественным мастерством. Произведения трагически увязшего в политике Анджея Врублевского (1927 - 1957) служат ценнейшим свидетельством тех лет. Его полное горечи искусство - это метафора деградированной окружающей действительности. Врублевский был творцом с чувством миссии, верившим, что искусство, помогая отличить добро от зла, изменит мир к лучшему. До сегодняшнего дня этот художник остается культовой личностью, духовным патроном творческих бунтарей. Одной из важнейших и наиболее долговечных традиций в польской живописи является колоризм - польская разновидность постимпрессионизма. Художники из творческого объединения "Парижский комитет" совершали паломничества в город над Сеной в поисках инспирации и света, а после возвращения исполняли роль апостолов "хорошей живописи". Главным были для них гармония красок, выразительность цвета и мазка, красота полотен, напоминающих переливающиеся ткани. Поколения колористов оказали большое влияние на всю систему художественного обучения, создав польскую школу колоризма, характеризующуюся особой восприимчивостью к цвету и декоративным изяществом полотен.
В конце 50-х - начале 60-х гг. польские художники начали экспериментировать с "живописью материи", вводя в картины непривычные изобразительные средства: гравий, песок, металлолом. Йонаш Стерн (1904 - 1988) интерпретировал новый жанр, названный структурализмом, по-своему, пользуясь органическими материалами: препарированными костями животных и рыб, рыбьей чешуей, засушенными растениями. В оригинальном творчестве Стерна нашла отражение как его трагическая биография: заключение в концлагере, гетто, чудесное спасение, так и хобби - рыбная ловля. На монохромных "Таблицах" из покрытых краской костей животных сложены изображения еврейских религиозных символов, являясь своеобразной эпитафией еврейскому народу, данью памяти тем, от кого не осталось ни костей, ни могил. Так Стерн передал свое видение холокоста. Многие польские художники успешно работают за границей, включая польские традиции в визуальный пейзаж Европы. Настоящей славой овеяно творчество графика и представителя "польской школы плаката" Романа Цесьлевича (1930 - 1996), с 1963 г. проживавшего в Париже. Приобретенные в Польше знания и опыт иллюстратора и оформителя печатных изданий он использовал как художественный директор журналов "Elle", "Vogue", "Opus Internatonal", а также один из постоянных авторов парижского Центра Жоржа Помпиду, для которого проектировал плакаты и каталоги. Наибольшего мастерства он достиг в цветных сюррелистических фотомонтажах, используя репродукции картин великих мастеров прошлого. Одним из основных мотивов современного искусства является человеческое тело, его хрупкость, незащищенность. Алина Шапошников (1926 - 1973) была одной из первых европейских художниц, обратившихся к проблеме телесности с отчаянной смелостью, презрев все табу. Последние 10 лет жизни художница провела во Франции. Она питала пристрастие к техническим экспериментам, любила использовать такие материалы, как: цемент, железные опилки, разноцветные камни, смолу, что дало повод французским критикам причислить ее к представителям "нового реализма". Воспоминания о войне и неизлечимая болезнь привнесли в творчество Шапошников тон трагизма и отчаяния. Наибольшее впечатление производят ее работы из полиэстера, в которых художница использовала гипсовые слепки человеческого тела.
Плакат был в ПНР одним из островков творческой независимости. Феномен "польской школы плаката", наполненной полетом фантазии и свободой, заключался в том, что в так называемом реальном социализме не существовал торговый плакат, а реклама касалась только культурных событий. В театральном плакате, цирковых и киноафишах использовались приемы авангардистской фотографии и элементы живописи. В 1968 г. в местности Вилянув под Варшавой открылся первый в мире Музей плаката. С 1966 г. в Варшаве организуется Бьеннале плаката - мероприятие международного масштаба. Одним из ярчайших представителей "польской школы плаката" является Ян Млодоженец. Его творческая манера легко узнаваема: размашистый, обманчиво кажущийся не очень умелым мазок, живая палитра красок, стилизация в духе детских рисунков и мягкое чувство юмора. В стране ограниченных гражданских свобод, какой была ПНР, важную роль играла политическая сатира, с трудом пытавшаяся отвоевать для себя хоть малую толику присутствия. Кроме многочисленных, но наполовину подпольных кабаре, в 70-е годы удивительно высокий престиж обрела появлявшаяся в периодической печати польская карикатура, в которой будто в кривом зеркале отражались драматизм и абсурдность жизни в реальном социализме. Балансируя между потребностью выражения экспрессии и пониманием того, что цензура держит наготове намордник, польские художники-графики в преходящей форме газетных карикатур сумели сказать правду о жизни польского общества второй половины ХХ века. Отсутствие возможности широкой публикации и ограничение творческой свободы некоторых из них подтолкнули к эмиграции. После военного положения на страницах американской печати свои силы пробовали такие польские авторы, как Анджей Чечот (р. 1933), Анджей Дудзиньский (р. 1945) и Ян Савка (р. 1946), направляя острие сатиры уже не в коммунизм, а в негативные стороны современной цивилизации и в проявления извечной человеческой глупости. Одним из самых престижных цикличных мероприятий мирового уровня, организующихся с 1966 г., является Триеннале (ранее Бьеннале) графики. Не случайно местом для организации этой международной выставки избран Краков. Со времен модернизма именно в этом городе укоренилась традиция графики, к которой нередко обращаются живописцы, что обогатило ее в художественном отношении. Известная во всем мире "краковская школа графики" - явление уникальное, занимающее отдельное место в современном польском искусстве. Ее основные признаки: благородство техники, необыкновенная старательность исполнения и придающий особое настроение метафорический язык. Это то общее, что объединяют такие различные примеры, как символистские конструкции, руины и Вавилонская башня на медных гравюрах Кшиштофа Скурчевского (р. 1947), мрачные архитектурные фантасмагории на акватинтах Тадеуша Яцковского (р. 1936), поэтические и эротические пейзажи Ежи Панека (1918 - 2001), сценки из человеческой комедии на гравюрах Яцека Гая (р. 1938). Сегодня "краковскую школу графики" ярко представляет Анна Соболь-Вейман (р. 1946) - лауреат Гран-при Бьеннале графики 1995 г. в Гиёр (Венгрия).
"Первая декада свободы", как называют 90-е гг., - это нелегкий этап перемен в политической и социальной жизни страны, нацеленных на включение Польши в круг развитых демократических государств. Период трансформации нашел свое отражение также в культуре, неся с собой необходимость новой концепции национального и общественного самосознания. Ответом на эту проблему стала волна "критического искусства", использующего новые масс-медиа, жесткие выразительные средства и методику художественной провокации. Художники берутся за все "горячие" темы современности, такие, например, как СПИД или расизм, без колебаний нарушая сексуальные, религиозные или национальные табу. Дежурной скандалисткой в польском изобразительном искусстве сегодня считается Катажина Козыра (р. 1963), награжденная специальной премией на Бьеннале в Венеции (1999) за видео-инсталляцию "Баня". Ее фотографии, фильмы и инсталляции, говорящие о телесных проблемах, болезни и смерти инициировали в Польше дискуссию на тему прав художника и границ свободы творчества. Показывая человеческое страдание, Козыра использует новые выразительные средства, чтобы начать эмоциональный эстетический диалог с европейской культурой: живописью Ингреса, Мане, музыкой Стравинского.
Польша - это страна с сильными традициями католицизма, в которой христианская иконография окружена особым почтением. Несмотря на это обстоятельство, а, может быть, именно благодаря нему, многие польские художники достаточно свободно интерпретируют религиозные символы, отрывая их от традиционного контекста. Художественные провокации такого рода в Польше имеют свой социальный подтекст, задевают за живое, призывают задуматься над поверхностным, автоматическим следованием религиозным обрядам. Срывая маски с ханжества, творцы по-новому ставят главные вопросы бытия, призывают освободиться от рутинного, стереотипного мышления. Шокирующий коллаж Эугениуша Гета-Станкевича (р. 1942), его предложение относительно личного участия в акте распятия заставляют людей самим себе задать вопрос о подлинной глубине собственной веры, и открывает главный смысл христианства - личную ответственность за следование Евангелию. Среди современных польских художников, чьи работы наиболее часто выставляются в стране и за рубежом, особое место занимает Леон Тарасевич (р. 1957), представляющий поколение "дикой экспрессии". Белорус с польским гражданством, он живет и работает вдали от суеты больших городов, в деревне Валилы на Белостокщизне. Работы Тарасевича - это новаторская творческая квинтэссенция польского пейзажа, хотя в последние годы художника больше занимают чистые цветовые эксперименты. Он покрывает краской стены, колонны, расписывает интерьеры. Ритмические композиции цветных полос, нарисованные прямо на потолке или стенах, создают необычный визуальный эффект, позволяющий как бы проникнуть внутрь произведения. Яркие, насыщенные цвета в композициях Тарасевича излучают удивительную энергию, что можно считать своеобразным развитием традиции иконописи. Его техника опирается на основной для византийского искусства символике света и красок. Существует категория "художников абсолютных", которые хотят целиком подчинить себя одной творческой идее и превратить собственную жизнь в то, что на Западе называют work in progress. Именно этому примеру последовал Роман Опалка (р. 1931), один из самых известных в мире художников польского происхождения. Он начинал как талантливый график, но с 1965 г. рисует исключительно "Цифровые картины", представляющие собой бело-серые холсты, покрытые рядами цифр. Источник: http://www.polsza.gov.pl
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||