Польская живопись

Польская живопись

Польская живопись XIX в. развивалась под влиянием великой романтической поэзии. Матейко, Гроттер, затем Мальчевский и Выспяньский создали подлинный канон польских символов, из источника которого постоянно черпают новые поколения.

Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Главная для польской культуры проблема свободы означала также борьбу за творческую независимость и суверенность искусства. Возрождение польского государства после 1918 г. совпало по времени с интенсивными поисками "польского пути к свободе творчества". Искусство сняло с себя обязательство быть сокровищницей национальной памяти и обратилось к международным образцам, наполняя их местной спецификой. Это был путь, по которому шли объединения художников "Формисты польские", "Ритм", творчество которых было синтезом кубизма, фовизма, экспрессионизма и мотивов отечественного народного искусства. Такой стиль себя оправдал, особенно в прикладном искусстве и архитектуре. Успех ремесленного мастерства и плаката, популярность стилей "Закопане" и "усадебного" - это польский вклад в международное направление элегантного стиля art dйco.
Важным течением стал в свое время конструктивизм - польская разновидность прогрессивного авангарда. Творцы, объединенные в группы "Блок", "Praesens", "а.r." соединяли истовую веру в прогресс и разум с жаждой эксперимента. В визуальный пейзаж страны они хотели внести порядок, дисциплину и функционализм. Художники из "Парижского комитета" поставили перед собой цель изменить вкус поляков. Обращаясь к французскому постимпрессионизму, они боролись за качество и творческую независимость живописи. После II мировой войны колоризм стал ведущим направлением в художественной школе, а его эстетическая доктрина оказалась одной из самых влиятельных и долговечных.

Ключевым этапом, необходимым для того, чтобы понять менталитет поляков, являются годы II мировой войны. Травма, нанесенная оккупацией, страшный опыт концлагерей, массовые вывозы, казни, трагедия холокоста до сегодняшнего дня отзываются эхом в польской живописи, скульптуре, литературе, кино, являясь постоянной точкой отсчета, вечно кровоточащей раной. Первые послевоенные годы до установления диктата соцреализма - это один из наиболее интересных периодов в истории польского искусства. Тогда заявила о себе "Краковская группа" независимых художников и артистов из творческих кругов, связанных с действовавшим во время оккупации театром Тадеуша Кантора. Деятельность "Краковской группы" стала синонимом "освоенного авангардизма", соединяющего в себе стремление к современности с привязанностью к традициям. Поиск художественного пространства и лирическая метафора на грани абстракции позволяют назвать эту польскую разновидность сюрреализма "метафорической живописью".

Годы сталинизма - это период искусства, которым власти пытались манипулировать, сделать всегда готовым к услугам. Во всей Европе шла тогда дискуссия вокруг понятия реализма и большого монументального стиля. Польским словом в этой дискуссии стало искусство творческого объединения "Група самокшталценёва", возглавляемого Анджеем Врублевским. Пользуясь мощными изобразительными средствами, эта группа выражала трагедию войны и послевоенную депрессию. Направление "активного искусства" избрали художники, выставлявшие свои работы в варшавской галерее "Арсенал" в 1955 г., которые боролись за право проявления спонтанных эмоций и трагического видения мира, писавшие не щадящие зрителя картины в стиле экспрессионизма. Легенда "Арсенала" сохранилась как бескомпромиссная позиция, пример искусства, не пожелавшего быть равнодушным, ставшего свидетельством времени и напоминанием о "униженных и оскорбленных".

Политическая оттепель конца 50-х гг. принесла с собой увлечение популярным в мире движением информель, а также "живописью материи". Лучшим примером в данном случае может служить оригинальное творчество "новохутской группы" или живопись Яга Лебенштейна, которая в 1959 г. стала открытием Бьеннале в Париже. С 1960 г., несмотря на политические сложности и ограничения коммунистической цензуры, польское искусство развивалось параллельно европейскому, переживая очередные этапы: новые модификации, концептуализм, хэппенинг, минимализм. О связи с живым "импульсом современности" заботились независимые галереи и художники-авангардисты. Творческая жизнь в Народной Польше, тем не менее, создавала сильное напряжение между творцами и властью. Переломным моментом стал 1981 г. - подавление первой "Солидарности" и введение военного положения.

Искусство 80-х гг., времени "войны государства с народом" имело свой серьезный вариант: зарожденное под опекой Католической церкви Движение независимой культуры, возвращение к национальным и религиозным символам "большой декламации". Наряду с этим существовал вариант буффонадный: живопись "дикой" экспрессии (варшавская Gruppa), парахэппенинговое движение вроцлавского творческого объединения "Помаранчова альтернатива", лодзинский андерграунд, сосредоточившийся вокруг галереи "Стрых", и группа "Лодзь Калишская", художники которой определяли себя как анархисты-дадаисты.
После обретения независимости польская культура перестала быть баррикадой. Возвращение к демократии, однако, не решило автоматически всех проблем польского общества, зато изменило их характер, контекст, иногда цвет. Новые времена приносят новые угрозы, новые "горячие" темы. Чaсть художников с облегчением погрузилась в область личных переживаний, а часть по-прежнему борется с ветряными мельницами. Рубеж веков рождает волну "критического искусства", использующего новые информационные средства в дискуссии вокруг проблем религии, сексуальности или толерантности. Это также "активное искусство", рожденное из потребности говорить правду о жизни в сообществе, о зависимости личности от окружения, об истории и стереотипах.

"Искусство - это своего рода ручное оружие, отделять искусство от любви к родине нельзя!" - говорил Ян Матейко (1838 - 1893), выдающийся польский художник XIX в., автор работ на исторические темы. Старше Поля Сезанна менее чем на год живописец был, в отличие от своего французского ровесника, представителем классического академизма. Его искусство сформировало художественный вкус миллионов поляков. Крупные, насыщенные полотна Матейко иллюстрируют важнейшие моменты в деяниях польского народа, его взлеты и падения. В период исчезновения Польши с карты Европы Матейко, напоминая о моментах национального величия и национальных грехов, призывал своим искусством к очищению совести. В Польше его произведения до сих пор вызывают сильные эмоции, а поляки видят историю своей страны глазами Матейко.

Внутреннее убранство Костела францисканцев в Кракове представляет собой один из прекраснейших примеров европейского декоративного искусства в стиле модерн. Его автор Станислав Выспяньский (1869 - 1907), ученик Яна Матейко - это ярчайшая творческая личность рубежа веков, периода, который получил название "Млода Польска". Всесторонне одаренный: революционный драматург, художник-новатор, возродивший прикладное искусство, он напоминал мастеров эпохи Ренессанса. Свой неповторимый стиль Выспяньский формировал, соединяя жизненные наблюдения с эстетикой конца XIX - начала ХХ вв. и фольклорными мотивами. Кистью и пером он боролся за то, чтобы вывести польскую душу из состояния оцепенения. Годы спустя, его пророческое искусство послужило источником вдохновения для Тадеуша Кантора и Анджея Вайды.

Яцек Мальчевский (1854 - 1929) - это enfant terrible польского символизма, ученик Матейко, который ввел в свою живопись мотивы народных сказок, греческой мифологии и трагических предчувствий конца века. Искусство Мальчевского можно сравнить с взрывной смесью, соединяющей эротизм с мистицизмом, фольклор с античными традициями, брутальную чувственность и безмерный пафос с иронией и насмешкой. Мальчевский был также выдающимся представителем "польской школы пейзажа".

В XIX в. разгорелась в Польше дискуссия "о смысле существования польского национального искусства". На пути от романтизма к современности крутым поворотом стала борьба позитивистов за автономию живописи и сближение искусства с действительностью. В кампанию за новую эстетику включился также критик и искусствовед Станислав Игнацы Виткевич (1851 - 1915), который разработал теоретические принципы нового национального стиля. Он предложил опирающийся на фольклор района Подгале (Подхале) стиль "Закопане". Уникальные виллы в Закопане с полным внутренним убранством и характерными украшениями в стиле народного промысла польских горцев являются примером оригинальной интерпретации охватившего на рубеже веков всю Европу направления, возрождающего прикладное искусство.

Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Одна из них, созданная в промышленном городе - Лодзи, представляет искусство польских конструктивистов. Еще в 20-е гг. ХХ в. Владислав Стшеминьский (1893 - 1952) с соратниками из авангардистской группы "а. r." начал собирать произведения мирового авангардизма. В феврале 1931 г. в Лодзи была открыта галерея современного искусства, ставшая одной из первых в мире постоянных музейных экспозиций искусства авангарда. Уникальная коллекция легла в основу собраний лодзинского Музея искусства, сегодня насчитывающих произведения более 1,5 тысяч авторов.

В Польше 20-х гг. ХХ в., как и везде в Европе, расцвело авангардное искусство. Обретение страной независимости освободило творцов от патриотической миссии. Их девизами стали эстетический функционализм, рационализм и современность. Лидеров польского конструктивизма стала художница и скульптор Катажина Кобро (1898 - 1951), чьи творческие эксперименты носили подлинно новаторский характер. Ее пространственные абстрактные конструкции из дерева, стекла и металла являются оригинальной концепцией скульптуры, которая перестала быть глыбой, а стала анализом пространства и "пространственно-временных ритмов".
Самые яркие личности польской культуры ушедшего века - это люди многогранного таланта, проявившего себя в различных областях искусства. Классическим примером служит жизнь и творчество С. И. Виткевича (Виткация) (1885 - 1939), незаурядного драматурга, философа, искусствоведа, а также художника и фотографа. Создатель теории "чистой формы", стремясь выразить в картинах метафизику и "тайну бытия", рисовал фантастические, экспрессивно-сюрреалистические композиции с резким диссонансом красок. Как художник он оставил наследие в виде великолепной серии портретов, созданных по заказам в рамках деятельности так называемой Портретной фирмы, но в его изобразительном творчестве более важное место занимала новаторская и экспериментальная фотография, выражающая экзистенциальную тревогу. Виткацию виделась вселенская катастрофа, он предрекал грядущий крах западной цивилизации. В сентябре 1939 г. узнав о вторжении в Польшу Красной Армии, Виткаций покончил с собой.

В 50-е гг. коммунистические власти хотели превратить искусство в инструмент агитации и пропаганды. Произведения, созданные в духе навязанного художникам соцреализма, не имели ничего общество с искусством, а были чем-то вроде идеологического фольклора. Тем не менее, некоторым авторам удавалось соединять участие в событиях своего времени с высоким художественным мастерством. Произведения трагически увязшего в политике Анджея Врублевского (1927 - 1957) служат ценнейшим свидетельством тех лет. Его полное горечи искусство - это метафора деградированной окружающей действительности. Врублевский был творцом с чувством миссии, верившим, что искусство, помогая отличить добро от зла, изменит мир к лучшему. До сегодняшнего дня этот художник остается культовой личностью, духовным патроном творческих бунтарей.

Одной из важнейших и наиболее долговечных традиций в польской живописи является колоризм - польская разновидность постимпрессионизма. Художники из творческого объединения "Парижский комитет" совершали паломничества в город над Сеной в поисках инспирации и света, а после возвращения исполняли роль апостолов "хорошей живописи". Главным были для них гармония красок, выразительность цвета и мазка, красота полотен, напоминающих переливающиеся ткани. Поколения колористов оказали большое влияние на всю систему художественного обучения, создав польскую школу колоризма, характеризующуюся особой восприимчивостью к цвету и декоративным изяществом полотен.

История польского авангарда имеет своих героев, ставших легендами. Долгожитель Генрик Стажевский (1894 - 1988) еще при жизни был провозглашен "классиком современности". Он был одним из пионеров геометрической абстракции, членом польских творческих объединений авангардистов: "Блок", "Praesens", "a. r.", а также международных групп: "Cercle et Carrй", "Abstraction-Crйation". Стажевский тесно сотрудничал со знаменитой парижской Галереей Дениз Рене.
В культуре каждого народа есть личности-символы. Для современной Польши такой личностью является Юзеф Чапский (1896 - 1993), моральный авторитет и настоящий свидетель ХХ века. Знакомясь с жизнь и творчеством Чапского, мы имеем дело с одной из прекраснейших польских биографий: всесторонне образованный аристократ, ветеран войны, узник лагерей, горячий патриот и католик, а вместе с тем блестящий писатель, эрудит и тонкий художник. Чапский был одним из тех немногих польских офицеров, кому удалось избежать расстрела в Катыни, но книги о преступлениях советского режима закрыли ему путь на родину. Его ностальгические, напоминающие фотокадры картины: сценки из жизни парижской улицы, кафе, метро, удивляют свежестью восприятия и смелостью сочетания красок, соединяя в себе наследие техники колоризма с проникновенным взглядом на человеческое одиночество.

Народное творчество сегодня интересует не только этнографов и исследователей сельских обычаев. Из богатой сокровищницы народной культуры черпают также профессиональные художники, графики, скульпторы, находя к родимым этническим мотивам новый творческий подход. Эугениуш Муха (р. 1927) - мастер по церковной росписи, подвергает религиозные темы смелой, неординарной интерпретации. В произведениях Мухи проглядывается польская деревня с ее вырезанными из дерева фигурками святых, оконной росписью, ярмарочной мишурой праздников, но также и золотыми средневековыми алтарями или каменными надгробьями.
Еще со временем кубизма вдохновляет художников так называемое наивное искусство или примитивизм. Знаменитый польский художник-самоучка Епифан Дровняк, известный под псевдонимом Никифор (1895 - 1968) - неграмотный бедняк, обладал необычайным талантом и трудолюбием. Несколько десятков лет он прожил в Крынице - небольшом городке в Сондецких Бескидах, и в своих наивных акварелях раскрывал скромную красоту подкарпатского пейзажа: одинокие станции, деревеньки среди полей, но также причудливую архитектуру городов, рожденных фантазией художника. Никифора влекла также богатая греко-католическая литургия. Деликатная игра красок и оригинальная ритмическая композиция его работ выдают влияние церковной иконописи.

С имени Магдалены Абаканович - наиболее известного в мире польского скульптора, начинаются почти все международные словари и энциклопедии современного искусства. Ее работы выставлены (р. 1930) в лучших музеях мира и на открытых площадках. Творчество Магдалены Абаканович произвело революцию в подходе к художественной ткани. До нее ткацкое мастерство и роспись по ткани считались исключительно областью ремесла и декоративного прикладного искусства. Рельефные, сочные "абаканы" художницы в 1965 г. получили первую премию на Бьеннале в Сан-Паулу. Позже Абаканович стала специализироватьcя в области скульптуры, декоративного оформления пространства и архитектурных проектов. Ее пространственные цикличные композиции с несколькими десятками фигур: "Толпы", "Спины", "Стада", "Гурьбы" из пропитанного смолой полотна, дерева, камня и бронзы являются потрясающей метафорой состояния современного мира, психологии толпы, индивидуальной беззащитности, существования человека, разорванного между страхом и стойкостью.

В конце 50-х - начале 60-х гг. польские художники начали экспериментировать с "живописью материи", вводя в картины непривычные изобразительные средства: гравий, песок, металлолом. Йонаш Стерн (1904 - 1988) интерпретировал новый жанр, названный структурализмом, по-своему, пользуясь органическими материалами: препарированными костями животных и рыб, рыбьей чешуей, засушенными растениями. В оригинальном творчестве Стерна нашла отражение как его трагическая биография: заключение в концлагере, гетто, чудесное спасение, так и хобби - рыбная ловля. На монохромных "Таблицах" из покрытых краской костей животных сложены изображения еврейских религиозных символов, являясь своеобразной эпитафией еврейскому народу, данью памяти тем, от кого не осталось ни костей, ни могил. Так Стерн передал свое видение холокоста.

Многие польские художники успешно работают за границей, включая польские традиции в визуальный пейзаж Европы. Настоящей славой овеяно творчество графика и представителя "польской школы плаката" Романа Цесьлевича (1930 - 1996), с 1963 г. проживавшего в Париже. Приобретенные в Польше знания и опыт иллюстратора и оформителя печатных изданий он использовал как художественный директор журналов "Elle", "Vogue", "Opus Internatonal", а также один из постоянных авторов парижского Центра Жоржа Помпиду, для которого проектировал плакаты и каталоги. Наибольшего мастерства он достиг в цветных сюррелистических фотомонтажах, используя репродукции картин великих мастеров прошлого.

Одним из основных мотивов современного искусства является человеческое тело, его хрупкость, незащищенность. Алина Шапошников (1926 - 1973) была одной из первых европейских художниц, обратившихся к проблеме телесности с отчаянной смелостью, презрев все табу. Последние 10 лет жизни художница провела во Франции. Она питала пристрастие к техническим экспериментам, любила использовать такие материалы, как: цемент, железные опилки, разноцветные камни, смолу, что дало повод французским критикам причислить ее к представителям "нового реализма". Воспоминания о войне и неизлечимая болезнь привнесли в творчество Шапошников тон трагизма и отчаяния. Наибольшее впечатление производят ее работы из полиэстера, в которых художница использовала гипсовые слепки человеческого тела.

Выдающийся художник и православный теолог Ежи Новосельский (р. 1923) - автор церковных и костельных фресок, умело использует наследие Византии также в светских жанрах живописи: пейзаже, обнаженной натуре, абстрактной композиции. Его уникальный стиль сформировался как сплав традиций Запада и Востока, авангарда и византийского искусства. От сюрреализма Новосельский перенял двузначность и таинственность. От иконы - своеобразную манеру изображения лиц и фигур, мощный контур, плоскость форм, а также глубокую символику света и красок.

Международный поп-арт соединил разные стили и техники, смешал высокое искусство и китч, полными пригоршнями черпая из образцов массовой культуры. В Польше основоположником оригинальной отечественной разновидности поп-арта был Владислав Хасёр (1928 - 2000), член творческого объединения "Phases", автор поэтических инсталляций, памятников и монументальных скульптур. Творчество Хасёра, выдающее увлечение автора китчем и использование им наивных, дешевых предметов религиозного культа, а также ярмарочных безделушек, нравится даже самым искушенным эстетам во всем мире, поскольку в нем скрыто живописная и немножко экзотическая поэтика польской провинции. Во время знаменитой выставки "Sources et recherches" в 1969 г. в Париже искусством Хасёра был восхищен сам Андре Мальро.

Плакат был в ПНР одним из островков творческой независимости. Феномен "польской школы плаката", наполненной полетом фантазии и свободой, заключался в том, что в так называемом реальном социализме не существовал торговый плакат, а реклама касалась только культурных событий. В театральном плакате, цирковых и киноафишах использовались приемы авангардистской фотографии и элементы живописи. В 1968 г. в местности Вилянув под Варшавой открылся первый в мире Музей плаката. С 1966 г. в Варшаве организуется Бьеннале плаката - мероприятие международного масштаба. Одним из ярчайших представителей "польской школы плаката" является Ян Млодоженец. Его творческая манера легко узнаваема: размашистый, обманчиво кажущийся не очень умелым мазок, живая палитра красок, стилизация в духе детских рисунков и мягкое чувство юмора.

В стране ограниченных гражданских свобод, какой была ПНР, важную роль играла политическая сатира, с трудом пытавшаяся отвоевать для себя хоть малую толику присутствия. Кроме многочисленных, но наполовину подпольных кабаре, в 70-е годы удивительно высокий престиж обрела появлявшаяся в периодической печати польская карикатура, в которой будто в кривом зеркале отражались драматизм и абсурдность жизни в реальном социализме. Балансируя между потребностью выражения экспрессии и пониманием того, что цензура держит наготове намордник, польские художники-графики в преходящей форме газетных карикатур сумели сказать правду о жизни польского общества второй половины ХХ века. Отсутствие возможности широкой публикации и ограничение творческой свободы некоторых из них подтолкнули к эмиграции. После военного положения на страницах американской печати свои силы пробовали такие польские авторы, как Анджей Чечот (р. 1933), Анджей Дудзиньский (р. 1945) и Ян Савка (р. 1946), направляя острие сатиры уже не в коммунизм, а в негативные стороны современной цивилизации и в проявления извечной человеческой глупости.

Одним из самых престижных цикличных мероприятий мирового уровня, организующихся с 1966 г., является Триеннале (ранее Бьеннале) графики. Не случайно местом для организации этой международной выставки избран Краков. Со времен модернизма именно в этом городе укоренилась традиция графики, к которой нередко обращаются живописцы, что обогатило ее в художественном отношении. Известная во всем мире "краковская школа графики" - явление уникальное, занимающее отдельное место в современном польском искусстве. Ее основные признаки: благородство техники, необыкновенная старательность исполнения и придающий особое настроение метафорический язык. Это то общее, что объединяют такие различные примеры, как символистские конструкции, руины и Вавилонская башня на медных гравюрах Кшиштофа Скурчевского (р. 1947), мрачные архитектурные фантасмагории на акватинтах Тадеуша Яцковского (р. 1936), поэтические и эротические пейзажи Ежи Панека (1918 - 2001), сценки из человеческой комедии на гравюрах Яцека Гая (р. 1938). Сегодня "краковскую школу графики" ярко представляет Анна Соболь-Вейман (р. 1946) - лауреат Гран-при Бьеннале графики 1995 г. в Гиёр (Венгрия).

Автором, который в последние годы часто представляет Польшу на международных выставках, является скульптор Мирослав Балка (р. 1958), участник выставки "Документ" в Касселе (1992), Бьеннале в Венеции (1993). В 1995 г. его авторская выставка была открыта в Tate Gallery.Скульптурные работы и инсталляции Мирослава Балки могу служить примером искусства личностного, автобиографического, в котором сильны мотивы детских переживаний и мифологии, созданной воображением автора. Балка создает аскетические геометрические формы из дерева, металла или бетона, вызывающие ассоциации с человеческим телом. В инсталляциях автор использует нетипичные материалы: хозяйственное мыло, соль, плитки из гранитной крошки. Негромкое, лаконичное искусство Балки, благодаря современному международному языку форм, находит живой отклик не только на родине автора, но и за ее пределами.

"Первая декада свободы", как называют 90-е гг., - это нелегкий этап перемен в политической и социальной жизни страны, нацеленных на включение Польши в круг развитых демократических государств. Период трансформации нашел свое отражение также в культуре, неся с собой необходимость новой концепции национального и общественного самосознания. Ответом на эту проблему стала волна "критического искусства", использующего новые масс-медиа, жесткие выразительные средства и методику художественной провокации. Художники берутся за все "горячие" темы современности, такие, например, как СПИД или расизм, без колебаний нарушая сексуальные, религиозные или национальные табу. Дежурной скандалисткой в польском изобразительном искусстве сегодня считается Катажина Козыра (р. 1963), награжденная специальной премией на Бьеннале в Венеции (1999) за видео-инсталляцию "Баня". Ее фотографии, фильмы и инсталляции, говорящие о телесных проблемах, болезни и смерти инициировали в Польше дискуссию на тему прав художника и границ свободы творчества. Показывая человеческое страдание, Козыра использует новые выразительные средства, чтобы начать эмоциональный эстетический диалог с европейской культурой: живописью Ингреса, Мане, музыкой Стравинского.

На протяжении веков польская культура была магнитом для иностранных художников. Многие из тех, кто избрал Польшу своей второй родиной, обогатили ее культуру собственными национальными традициями. В основном это касалось и до сих пор касается близких соседей Польши, хотя можно привести и другие, более экзотические примеры. Авангардист родом из Японии - Койи Камойи (р. 1935), который вот уже более 40 лет живет в Варшаве, снискал славу как польский художник. Представляя течение авангарда, связанное с геометрическими формами и конструктивизмом, Камойи привнес в польское искусство специфическую поэтичность, полную символики стихий, обращений к природе и духовности Востока. В своих лаконичных инсталляциях и объектах из камня, жести, проволоки и других строительных материалов, художник создает интригующие пространственные композиции, полные неожиданных ассоциаций и внутреннего напряжения.

Польша - это страна с сильными традициями католицизма, в которой христианская иконография окружена особым почтением. Несмотря на это обстоятельство, а, может быть, именно благодаря нему, многие польские художники достаточно свободно интерпретируют религиозные символы, отрывая их от традиционного контекста. Художественные провокации такого рода в Польше имеют свой социальный подтекст, задевают за живое, призывают задуматься над поверхностным, автоматическим следованием религиозным обрядам. Срывая маски с ханжества, творцы по-новому ставят главные вопросы бытия, призывают освободиться от рутинного, стереотипного мышления. Шокирующий коллаж Эугениуша Гета-Станкевича (р. 1942), его предложение относительно личного участия в акте распятия заставляют людей самим себе задать вопрос о подлинной глубине собственной веры, и открывает главный смысл христианства - личную ответственность за следование Евангелию.

Среди современных польских художников, чьи работы наиболее часто выставляются в стране и за рубежом, особое место занимает Леон Тарасевич (р. 1957), представляющий поколение "дикой экспрессии". Белорус с польским гражданством, он живет и работает вдали от суеты больших городов, в деревне Валилы на Белостокщизне. Работы Тарасевича - это новаторская творческая квинтэссенция польского пейзажа, хотя в последние годы художника больше занимают чистые цветовые эксперименты. Он покрывает краской стены, колонны, расписывает интерьеры. Ритмические композиции цветных полос, нарисованные прямо на потолке или стенах, создают необычный визуальный эффект, позволяющий как бы проникнуть внутрь произведения. Яркие, насыщенные цвета в композициях Тарасевича излучают удивительную энергию, что можно считать своеобразным развитием традиции иконописи. Его техника опирается на основной для византийского искусства символике света и красок.

Существует категория "художников абсолютных", которые хотят целиком подчинить себя одной творческой идее и превратить собственную жизнь в то, что на Западе называют work in progress. Именно этому примеру последовал Роман Опалка (р. 1931), один из самых известных в мире художников польского происхождения. Он начинал как талантливый график, но с 1965 г. рисует исключительно "Цифровые картины", представляющие собой бело-серые холсты, покрытые рядами цифр.

Источник: http://www.polsza.gov.pl

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru