Реди-мейдРеди-мейд (англ. ready made - готовый) - один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале. После Первой Мировой войны в Европе организовалась группа художников, называвшаяся "Dada". Её могли бы считать основоположницей многих современных направлений искусства. Один из громких представителей этого направления был М. Дюшан. Этот художник реальные, банальные вещи поднял на уровень искусства: колесо велосипеда на табуретке, раковину туалета. Это значило, что каждый предмет может быть скульптурой. Искусство становится предметом согласования. Благодаря художнику авторской была признана не только работа рук, но и неповторимый акт отбора вещей. Исчезают границы между искусством и предметами. Естественно , границу можно очертить, но она будет довольно теоретической, так как множество художников балансируют на этой грани. Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим "готовым объектам" (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме. Источник: http://www.portalus.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||