Жизнь замечательных цветов в галерее "Триптих"В киевской галерее "Триптих" открылась выставка патриарха украинского нефигуратива Тиберия Сильваши. В новых работах основатель художественной группы "Живописный заповедник" верен себе: смысл искусства для автора заключен в умении услышать язык цветовых оттенков. Каждая выставка Тиберия Сильваши, будь то в Киеве, Париже, Мюнхене или Москве, для посетителей всегда праздник, а для галереи и музея - событие, которое смело можно вписать в собственную историю. Нынешняя выставка в "Триптихе" после годового молчания автора - праздник двойной. Причем с продолжением: вслед за Тиберием Сильваши галеристы обещают выставить Анатолия Криволапа, соратника художника по объединению неоабстракционистов "Живописный заповедник". "Заповедник", главное детище автора, организационно оформился и заявил о себе в 1992 году, хотя зародился несколькими годами раньше, когда с легкой руки Сильваши в окрестностях Чернигова начала работу летняя художественная школа, вошедшая в историю живописи как пленэры "Седнев-I" и "Седнев-II". Главная установка молодых и не очень молодых членов объединения (Сильваши к моменту рождения "Заповедника" успело перевалить за сорок) заключалась в попытках пробиться к чистой, незамутненной радости общения с искусством. Путь Сильваши пролегал через цвет, от "хронореализма" до колористических экспериментов с бесчисленными оттенками желтого, черного и красного, умеющими так притвориться зеленым, белым и синим, что не только глазеющую публику - радугу в небе и ту оторопь брала. Новая выставка, озаглавленная, как всегда у Сильваши, предельно лаконично - "Живопись-2005" - о том же, о чем все предыдущие. О бессилии слов, которыми здесь ничего ни пересказать, ни растолковать. О подчиненной роли сюжета, который царственным взмахом головы навеки отпущен в увольнительную. "Царственность" - вообще одно из ключевых слов автора: цветовая гамма любой из его картин вполне бы подошла для королевской мантии или обивки трона. Смотреть, впитывать эти полотна тоже лучше всего не торопясь, самозабвенно откинув голову и расправив плечи: мелочность и суета не пристали общению с миром чистых сущностей, к которым пробиваются цветовые прозрения Сильваши. Если без слов все же не обойтись, лучше читать рядом с картинами Гомера (желательно на древнегреческом). На худой конец сойдет и Шекспир - ни в коем случае не сонеты, а "Гамлет", "Лир" или "Макбет". Отдельное удовольствие - наблюдать за ландшафтами картин Сильваши. За всеми этими кратерами, вулканами, подземными озерами, выступами цветовой магмы, которые фиксируют прихотливую игру случайной траектории краски по поверхности холста. Всю жизнь художник принципиально обходится без рам: картины, убежден Сильваши, должны перетекать одна в другую, подмигивать и перекликаться цветами, подсказывая формы естественной гармонии самой реальности. Дело за малым - обучить реальность словарю этой гармонии. Богдана Галка Источник: http://www.podrobnosti.ua
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||