Европейский урожай собранЗавершился масштабный бельгийский фестиваль "Европалия-Россия", показавший широкий исторический и жанровый горизонт отечественного искусства, свидетелями которому стали более миллиона зрителей. С 1969 Бельгия и ее нынешняя столица Евросоюза предоставляет почти все свои театры, выставочные площади и концертные залы искусству какой-то одной страны. И с 3 октября 2005 года под высоким патронажем короля Альберта II и президента Путина их заполнила культура России, представленная программой из 22 выставок, 132 концертов, 139 спектаклей и 60 литературных встреч. Вполне понятной сверхпопулярностью публики пользовались выставки таких безотказных культурных хитов как изделия Карла Фаберже и "Русский авангард", которая побила все рекорды посещаемости. За такие заслуги эти экспозиции были продлены до 27 февраля, несмотря на официальное завершение фестиваля, отмеченное гала-концертом звезд Большого театра, вновь осененное королевской четой. Не меньший успех ждал и театральные постановки Льва Додина, Петра Фоменко и Дмитрия Чернякова, которые, по отдельным свидетельствам, даже заставляли людей вставать в финале.
Предметом особой гордости известного искусствоведа Екатерины Деготь стал ее кураторский проект "Советский идеализм". Полемизируя с прошедшей в 2003 году во Франкфурте выставкой Бориса Гройса "Коммунизм: фабрика мечты", Екатерина Деготь утверждает, что ее подборка работ демонстрирует ранний соцреализм из запасников, по-настоящему связанный с искусством и европейским модернизмом. "Фабрика" же была "сделана под Комара и Меламида", демонстрируя, из чего вырос московский концептуализм. Индивидуальная версия связи того же московского концептуализма с "радикальными" 90-ми была выстроена кураторами Бартом Де Баером и Иосифом Бакштейном. В их "Ангелы истории" на равных правах были записаны все фамилии круга Кабакова, Монастырского и КД, не исключая "Мухоморов" с "Медгерменевтами", а также знаковые Кулик с Монро и "Синий Суп" впридачу. Иосиф Бакштейн также не забыл и о самом последнем московском поколении, отдав в распоряжение десяти молодых художников центр Брюсселя, на площадях и зданиях которого раскинулись горы стиральных машин Ирины Кориной, многометровый баннер с графикой Алексея Калимы и трепетные зонтики-"церкви" от "Обледенения Архитекторов", превратив его в "Brussia"'у. 1991-2005 годы документальной, модной и арт-фотографии представил семью выставками Московский дом фотографии. А один из главных фотографов страны, Сергей Братков, удостоился персональной музейной выставки в S.M.A.K.'е, где на площади в 2000 кв. метров разместились работы последних четырех лет: лайтбоксы, видео-инсталляции и скульптуры. "Европалия-Россия", ставшая самой посещаемой после итальянской, на европейском фронте продолжила невиданную экспансию российского искусства, почти одновременно начатую в нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма смотром национального искусства "Россия!", так же побившей рекорды популярности музея. Источник: http://www.gif.ru/
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||