Киевский художник создает клонов в своей мастерскойТема манипуляции сознанием прочно закрепилась в умах киевских художников. То Олег Тистол выводит новый тип телеведущих - монстроватых "говорящих зайчиков" (проект "Телевидение", галерея "ЦЕХ"), то Виктор Сидоренко максимально пытается обезличить и так среднестатистического человека. Последнему показалось мало представить только фото- и видеоработы для выражения идеи - в центре инсталляции красовались скульптуры-зомби, тянущиеся к модели сидоренковского идеального постчеловека. Для такой масштабной экспозиции выбрали галерею "Лавра", выставка в которой продлится до 10 марта. Проект "Аутентификация" - слабая попытка показать, как общество формирует сознание и вылепливает нужного человека-болванку. Прямо сказать, идея неоригинальна, и уже была исполнена n-ное количество раз тысячами модернистов и постмодернистов. В сидоренковском варианте молодого человека бреют наголо и обматывают тряпочками, накладывая гипс по всему телу и снимая слепок. Для устрашения добавляется характерный скрежещущий звук и шум воды. Особо впечатлить зрителя призваны обезличенные клоны главного героя, родившиеся в творческих муках, да так и застывшие с вытянутыми руками. Правда, удивление или эмоции вызывает разве что огромное количество людей, пришедших на открытие. Как отмечает один из критиков, все дело в том, что "аутентификацию (название проекта), часто путают с идентификацией. Каждый раз, попадая в новую среду, человек проходит ритуальную проверку аутентичности". Для Сидоренко - это та же армия, в которой новобранец должен оставить все свое прошлое за порогом казармы, и жить по новым, четко установленным меркам. Эти крупицы смысла зритель должен отыскивать в длинных автобиографических пресс-релизах, утопая в пространных описаниях. Маниакальное рвение художника, представлявшего страну на Венецианском биеннале и Международном фестивале искусств в Магдебурге, использовать как можно больше умных выражений, давит со всех сторон. Одних только слов в пресс-релизе, заканчивающихся на "-ция" больше десятка: аутентификация, крионизация, мумификация, унификация, манипуляция, идентификация и т.д. Как известно, действительно хорошие работы не нуждаются в объяснении, тем более в таком стиле. Проект еле-еле натягивает на троечку, и то только за техническое исполнение фоторабот. Как заметил сам художник, каждая отдельная частица инсталляция - видео, фото или мужские торсы в центре зала - самодостаточный элемент. От себя хочется добавить, что самодостаточность эта режет глаз и только подчеркивает нестыковку элементов между собой. Громкая идея "крионизации" на фотографиях приятных теплых оранжевых оттенков визуально опровергается, и с треском рушит всю модную концепцию автора. На что, как это принято у псевдотворческих личностей, всегда можно найти отмазку а-ля "так было задумано". Извечный вопрос - кто спонсирует все эти игры в творчество (уж не Семиноженко ли, выступивший на открытии), когда другие талантливые проекты простаивают годами. Ведь большие фотографии, отличный зал, центральная светящаяся скульптура, которая "выращивалась с помощью уникальной технологии люминофора почти два месяца", стоят совсем недешево. Наталия Ерхова Источник: http://www.podrobnosti.ua
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||