"Прошлогодняя" выставка добралась до Киева

"Прошлогодняя" выставка добралась до Киева

Весной 2005 года вокруг победы проекта Миколы Бабака "Дети твои, Украина" (куратор Алексей Титаренко) на конкурсе Минкульта разгорелись нешуточные баталии. Минкульт обвиняли в нарушении условий конкурса и непонимании сути мирового художественного процесса, из жюри демонстративно выходили его члены, не прошедшие министерский фильтр участники конкурса собирали пресс-конференции и взывали к СМИ и общественности. В конце концов все закончилось так, как и должно было: "Дети твои, Украина" поехал в Венецию, на самый престижный мировой художественный форум, а отечественной общественности пообещали сразу после возвращения продемонстрировать и проект, и его мировое признание.

С мировым признанием не сложилось. С министерскими обещаниями тоже. А насладиться тем, что до нас уже успели вкусить столпы мирового современного искусства, мы можем только сейчас, в Национальном музее Украины, где открылась выставка Миколы Бабака "Небесные хроники" (куратор Михаил Сидлин, Москва), частью которой являются и "Дети твои, Украина".

"Небесными" для Бабака стали хроники Черкасщины: его выставка - это десятки старых фотографий и открыток, собранных по селам Центральной Украины, в том числе и в его родном селе. Маленькие свидетельства "личной, слишком личной" истории неназванных и неузнанных людей (в которых так хочется узнать своих родителей или давно ушедших дедушек-бабушек) Бабак подвергает бережной ручной обработке: никаких цифровых технологий - дедовским фотоспособом он увеличивает их до выставочных, плакатных размеров. Таким же образом публичными становятся и обратные стороны фотографий и открыток. Признания в любви, послания с фронта и просто "на добрую память", пожелтевшие и покрывшиеся пятнами, превращаются в художественные артефакты. Между ними - яркие пятна, украшающие черно-белую жизнь - старые вышивки и иконы, обычная окраса сельской жизни.

Жизнь - смерть - рождение. Вокруг этой смысловой оси строится экспозиция, демонстрируя неспешность и неотвратимость самого главного из всех циклов природы. Жизнь у Бабака разнообразна и богата: улыбающиеся пары, двойни и тройни (близнецам посвящена целая стена в первом зале), групповые снимки позирующего счастья, портреты вождей, составляющие вместе с кичевыми вышитыми котиками своеобразный иконостас. Смерть - застывшая и естественная, как осенний листопад. Целый зал плотно завешан похоронными снимками: на первом плане - гроб с покойником, на втором - люди, много людей, позирующих (!) фотографу. Лица спокойные, у детей любопытные - и ни скорби, ни слезинки: люди уходят из этого мира, как лица на передержанных фотографиях, только что были, и уже темнота.

Рождение - первый и последний фрагмент жизненного цикла, начало и конец - это и есть "Дети твои, Украина". Детские фотографии, беззубые улыбки, босоногие малолетние украиночки в веночках с намистами и серьгами в ушках, наивный портрет. Между ними вместо вышивок тряпичные безликие куклы. Конечно, в Венеции был другой куратор и выглядело все иначе: на пол для аутентики добавили соломы, в соседнем зале зрителя оглушало видео с Майдана, проецирующееся на три экрана, при входе встречали барабаны. Издержки революции... Сегодня в музее все тихо и чинно. Революция закончилась, и все вернулось на круги своя: рождение, жизнь, смерть и опять рождение. В этом неспешном ритме "Небесных хроник" "Дети" занимают свое, естественное место. Гораздо более естественное, чем, например, в Венеции.

Но даже здесь возникает давно мучающий вопрос: какова ценность постоянной и вот уже более десятка лет непрекращающейся археологии народной души? Сколько можно с завидным упорством и упрямством выкапывать корни этой земли, тащить их на свет Божий и всеобщее обозрение, дабы доказать себе, но прежде всего окружающим, - они есть, значит, я существую? Сколько можно и на приватном уровне художника, и на государственном уровне политика считать, что только незамысловатая простота аутентики, лежащая на поверхности и очевидная даже для абсолютного художественного болвана, и является истинно нашей, украинской сутью?

"Авангардным может быть только региональное искусство, - убеждает посетителей московский куратор выставки Михаил Сидлин. - Новый регионализм становится языком нового искусства". Парадокс в том, что, отстаивая идею "нового регионализма", куратор и его непосредственные или случайные единомышленники, по сути, обосновывают существование "регионов" как таковых по отношению к определенному художественному или политическому центру. Но уж больно такой регионализм отдает провинциализмом в самом негативном значении этого слова. Человеку с историей, которую он знает и ценит, нет смысла постоянно носить при себе генеалогическое древо и альбом с фотографиями, при каждом удобном случае демонстрируя эти сокровища окружающим. Пока мы не поймем этой простой истины, быть нам похожими на "региональное" семейство, насилующее гостей своими нескончаемыми семейными альбомами, безусловно, ценными, но вряд ли интересными всегда и всем.

Источник: http://www.podrobnosti.ua

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru