Видерман ВладимирПриверженность Владимира Видермана геометрической традиции неслучайна и была предопределена еще в юношеские годы спецификой его мышления, его упрямо требующей подтверждения "самости". Движение к абстракции началось в 1960-е годы: будучи студентом, Видерман пробует себя в технике коллажа. Это помогает ему осознать знаковость и значимость чистой формы. Понять свойства и выразительность фактуры. Первый шаг был сделан, чтобы позднее убедиться в привлекательности свободного манипулирования формами, когда можно сказать больше, чем смогут понять другие, и когда доступности предпочитаешь свободу самовыражения и гармонию с самим собой. По определению художника "свое творчество (он) начинал как фигуративист и прошел плавную, естественную эволюцию к абстракционизму". Выбор в итоге был сделан в пользу искусства, далекого от идеологии. Этому способствует круг общения. Постепенно ему открывается огромный пласт "закрытого" искусства. Как-то само собой художник становится сторонником этого движения, участвует на многочисленных квартирных выставках в Ленинграде и Москве, демонстрируя в своих работах весьма интересный сплав традиций. Настоящим творческим дебютом Видермана стала знаменитая Выставка неофициального искусства в ДК им. И.Газа. Художник демонстрирует жанровые композиции, натюрморты и пейзажи. Это была некая питерская "сюрреальность", в которой открывался мир подворотен и темных закоулков, возникало лицо неприглядной обыденности в уличных сценах и сценах в метро. Образы его картин, нередко, содержали в себе элементы черного юмора, что вполне совпадало с тематической направленностью всей выставки и всего ленинградского андеграунда. В ту пору Видерман работает с оглядкой на итальянских метафизиков. С самого начала можно было предсказать "уход" художника в абстракционизм. Его воображение нуждалось во все большей свободе. Предметность все более сковывает, хотя никогда окончательно не изживается из его картин, прорастая в каких-то полунамеках. Результатом эволюции становится интригующая двойственность, из случайности затем превратившаяся в программную установку. Сходство-различие - вот ключевой принцип образа-знака, образа-символа, в полной мере нашедший выражение в композициях Видермана, выполненных в стиле геометрической абстракции. Констуктивность мышления заметна уже в геометризованных фигурах его жанровых картин, в кубистических пейзажах и натюрмортах. На первый взгляд, необоснованным отступлением на пути к нео-конструктивизму стала серия работ, относящихся к абстрактному экспрессионизму и экспонировавшиеся на выставке "Наследники Шагала" в Финляндии (1990). Период расцвета живописной геометрии приходится на середину и конец 1990-х, возможны перспективы и в будущим, хотя трудно в отношении его творчества что-либо предсказать наверняка. Его работы поражают разнообразием подходов к созданию образа - знака, каждый раз в чем-то нового, неожиданностью ассоциаций, возникающих в столкновения смысла и бессмыслицы. Среди любимых художников Видермана - А.Родченко и К.Малевич, последний особенно им почитаем. Именно Малевич "научил" художника мыслить конструктивно, находить наиболее простые и выразительные формы. Владимира Видермана можно отнести к числу наиболее культурных петербургских авангардистов поколения 1970-х годов (Конечно, имеется ввиду живописная культура). Ему свойственно уважительное отношение к фактуре живописи, гармония общего тона, в поисках которого проходит, как правило, несколько дней. Каждую композицию предваряют эскизы. Возможно, благодаря такой последовательности и целенаправленности в работе Владимир Видерман во многих своих произведениях достигает редкого единства формы и замысла. Геометрический абстракционизм Видермана в равной степени имеет в основе традиции русского авангарда и обоснован спецификой сознания современного человека. Безнадежность поисков абсолютной новизны компенсируется сегодня в искусстве утверждением незыблемости основ, когда находятся все новые варианты доказательства известных формул, столь же старых, как и новых в неисчерпанности путей, приближающих к их решению. Источник: http://www.russkialbum.ru
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||