Романское искусство и готика

Романское искусство и готика

Романское искусство, которое возникло в X веке, и готическое искусство XII века различаются не только техникой, но и трактовкой образа Бога в архитектуре и скульптуре.

С начала романского периода до конца готического прошло пять веков, за время которых архитектура приспособилась к новым духовным запросам людей. Церковные постройки становились все более зрелищными. В искусстве чистота и величественность постепенно уступали место эмоциональности и утонченности.
Строительство церквей

Начиная с X века растет число церквей в Германии, Италии, Испании и Франции, увеличиваются их размеры и высота. Церковь - это место, где христиане могут найти прибежище и вознести молитву Всевышнему. Многочисленные романские церкви строятся вдоль паломнических трасс. Например, церкви в Риме или в Сантьяго-де-Компостела (Испания), которые были выстроены по инициативе монахов аббатств Сито и Клюни. В романский период (с X по XII век), старые деревянные кровли заменялись каменными, более тяжелыми. В церковном строительстве широко стали применяться своды-полуарки, образующие опору для крыши и переносящие всю нагрузку на стены. Чтобы стены оставались устойчивыми под воздействием распора, понадобилось впритык строить второе, меньшее по размерам здание. С задней стороны собора Богоматери в Паре-ле-Моньяль хорошо виден ряд построек, жмущихся по периметру к основному зданию, чтоб его поддерживать.

В готический период (Х1П-ХУ века) архитекторы пытаются найти иное решение для распределения нагрузки основной конструкции храма в отличие от строительства дополнительных зданий, утяжеляющих сооружение. Возникает система аркад, опирающихся на стены и связывающих их с наружной колоннадой церкви. Окон становится больше, форма их вытягивается, что усиливает впечатление устремленности ввысь. Свет в помещение проникает через витражи, сделанные из кусочков разноцветного стекла. Готическая скульптура на фасадах церквей сначала ограничивалась только статуями-колоннами: длинные неподвижные силуэты царей и пророков, строгие лица, тела, лишенные бедер и плеч. В начале XIII века скульптура ожила: возникла пластика, лица помолодели, появилась "льющаяся" драпировка. XV век венчает развитие готики рядом живописных произведений удивительной силы ("Пьета" из Вильнев-лез-Авиньона). Мастера раз личных ремесел изобретают все более сложные техники. Мы видим это на примере тонких и изящных гобеленов ("Дама с единорогом"). Готическое искусство становится все более смелым, но иногда теряется в деталях.

Термин "романский стиль" условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству.

Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролинкского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства.

Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми массивными формами из камня, оконные и дверные проемы очень узкие. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные арки.

Стремясь к облегчению конструкций, романские мастера решали очень сложные задачи прочности сооружений - появились конструкции, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил. Одним из таких решений явилось создание крестовых сводов образованных пересечением двух пересекающихся под прямым углом отрезков полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаше всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. В плане это латинский крест. Наружный вид романского храма суров и прост и ясен.

Формы романской культовой архитектуры в частности обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа, распластанного на плоскости стены или покрывающая поверхность капителей.

В композициях преобладает плоскостное начало. Фигуры располагаются в пределах вертикальных поверхностей, причем композиция не дает ощущения глубины. Обращают на себя внимание разные масштабы фигур. Размер их зависит от иерархической значимости того, кто изображен: Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. Но это только одна зависимость.

Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях - удлиненные. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний - одна из характернейших черт романского стиля. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов - Апокалипсис. Часто встречаются в орнаментах фантастические существа - возможно это пережитки языческих верований.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11 - 12 веках была не только центром философского и теологического движения, но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее разнообразие форм и решенных конструктивных проблем.

В грандиозных храмах Бургундии, занявших первое место среди французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Классический образец такого сложного типа - пятинефная монастырская церковь в Клюни. Это был самый большой храм из всех построек того времени. Своими размерами он значительно превосходил даже главный храм католического христианства - базилику Святого Петра в Риме ( 187 метров против 120 метров в длину).

Романская архитектура Франции выработала целый ряд разнообразных конструкций, обеспечивающих надежность сводов. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали либо путем нейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе, строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, благодаря чему распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых. Боковые нефы делали даже двухъярусными, что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным.

Чтобы облегчить свод центрального нефа предавали ему стрельчатое сечение, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами. В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне. В Вормском соборе ( 1171 - 1234 г.г. ), построенном из желтого песчаника, членение объемов менее разработаны, чем во французских храмах, это создает ощущение монолитности форм. Первые произведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 - 12 веков.

В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей. Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда.

Композиция строго подчинена принципу иерархии - центром является расположенная по главной оси и занимающая всю высоту фигура Христа, причем если фигура Христа симметрична и неподвижна, то вокруг него все исполнено бурного движения. Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом " косной " материи.

В романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного, грубо-телесного и отвлеченно - умозрительного, героического и комически - гротескного. Изображения страшного суда наглядно представляют богословскую схему иерархической структуры мира. Центром композиции всегда служит фигура Христа. Верхнюю часть занимает небо, нижнюю - грешная земля, по правую руку Христа находится рай и праведники (добро), по левую - осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло) .

При всей обязательности этой схемы реализация ее чрезвычайно разнообразна. Например, в тимане собора Сент-Лазар в Отене (1130 - 1140) в сцене Страшного суда рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно и страшным и смешным.

Путь развития немецкого романского искусства был менее последовательным.

В период наивысшего обострения борьбы между империей и папством церковное искусство приобрело в Германии черты сурового аскетизма. Более чем когда-либо враждебного миру, более чем когда-либо направленного на воплощение сверхчувственного начала. Развитие "строгого стиля" можно проследить на примере многочисленных деревянных распятий 12 века. Ровные параллельные линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода, фигура аскетична и неподвижна, Христос - не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть.

Самым прославленным является "Распятие Имервальда", по имени мастера его выполнившего. На смену романскому искусству пришла готика. Название это тоже условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя средневековое искусство. Повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному, красоте реального мира - отличает его от романского искусства.

Источник: artprojekt.ru.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru