Жорж БракПтица, 1961
Испанский мастер Жоан Миро, сблизившийся с парижскими сюрреалистами, мечтал придать большому стилю своего искусства характер детской непосредственности, объясняясь со зрителем при помощи динамических знаков, куда легко вплеталась и фамилия самого мастера. Фантазиям Пикассо нет предела; рисунок, рожденный стихией импровизации, прекрасно соответствует его артистическому темпераменту. С завидной легкостью он вращает тела в пространстве, соединяет немыслимые ракурсы; гибкую, пульсирующую линию, мечтающую оторваться от плоскости листа, такую чувственную и непосредственную, сочетает с легкой штриховкой, которая является словно сгустком энергии. Все живет своей жизнью, как будто и независимой от воли мастера, хотя понятно, что все тут – его прихоть, его фантазия, его мечты. Генри Мур, прославившийся своими идолоподобными статуями, не был чужд сюрреалистических идей. Ему была близка мысль о витальной активности форм, которые приобретают характер живых масс, словно растущих или меняющихся на глазах зрителя. Такие же ощущения мастер хотел передать и в своих графических работах. Жорж Брак, один из создателей кубизма, начиная с 1920-х, приходит к собственному стилю, отличающемуся сочетаниями больших, порой декоративно трактованных форм. В поздний период творчества он увлекается лаконичными изображениями коней и птиц – любимых, как и в старом искусстве, символов искусства ХХ столетия, выражающих идею свободы. Эстампы дают возможность познакомиться с важными гранями творчества великих мастеров ХХ века. Они – конечный результат многих поисков, но благодаря своей технике сохраняют ощущение сопричастности к созданию самих художественных образов в послушном руке мастера материале. Источник: mmsi.ru/Artist.jsp?artistId=111.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||