Джино СевериниСеверини Джино (Severini, Gino) (1883-1966), итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма. Для его творчества 1910-х гг. наиболее характерны бравурные полотна, передающие жизнь и праздники современного города в динамических ритмах, калейдоскопически пестром колорите дробных форм на грани абстракции. В 1920-е гг. перешел к более традиционной, классической манере, работал над церковными заказами. С 1952 писал кубофутуристические абстракции. Родился в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883. Посещал вечерние художественные курсы при Вилле Медичи в Риме (с 1899). Занимался в частной школе Дж.Балла, где встретил У.Боччони; познакомился с системой цветового дивизионизма. Осваивал последнюю также под влиянием живописи Ж. Сёра и П. Синьяка. В 1910 присоединился к группировке футуристов. Жил главным образом в Париже (в 1935-1946 - в Риме), часто наезжая в Италию. От ранних пуантилистских вещей ("Весна на Монмартре", 1908, частное собрание, Париж) перешел к более масштабным картинам, пронизанным бурной ритмикой форм, преображенных в красочное полуабстрактное зрелище. Главным источником мотивов для этих наиболее известных его произведений были ночные кабаре ("Голубая танцовщица", 1912, частное собрание, Милан; "Динамические иероглифы бала Табарэн", 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В ряде работ нашел выражение футуристический культ войны как "гигиены мира" ("Поезд Красного креста", 1914, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Пушки в действии", 1915, частное собрание, Милан). Дойдя до полной беспредметности ("Сферическое распространение центробежного света", 1914, частное собрание, Милан), Северини затем обратился к фигуративным, достаточно традиционным образам ("Материнство", 1916, музей Этрусской академии, Кортона). Аналогичный поворот от авангарда к неоклассике выражен и в его теоретических текстах (эссе "Символизм пластический и символизм литературный", 1916; "Машинизм в искусстве", "Авангардная живопись"; оба сочинения - 1917; От кубизма к классицизму, 1921). В межвоенный период многочисленные монументально-декоративные композиции Северини (в замке Монтегуфони близ Флоренции, 1921-1922, и во Дворце правосудия в Милане, 1936-1937; росписи церквей в Швейцарии - во Фрибуре, Таванне, Лозанне, Ла Роше, 1923-1939, - и др.), равно как и станковые полотна (пейзажи античного Рима, натюрморты, мотивы комедии дель арте), с одной стороны, примыкали к `новеченто`, ставшему официальным стилем фашистской Италии, с другой - вобрали в себя и немало элементов более приватной `метафизической живописи`. В 1940-1950-е годы Северини работал и как сценограф (для театров "Маджо" во Флоренции и "Фениче" в Венеции). Опубликовал мемуарную книгу Вся жизнь живописца (1946). С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм. Умер Северини в Париже 26 февраля 1966.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||