Французские художники-импрессионисты.Писсарро.Многие художники разделяли идеи и цели импрессионизма, но лишь два из них последовательно шли по избранному пути - Моне и Писсарро. Ученик Коро, Писсарро был старше остальных членов группы импрессионистов, своего рода ее “отцом”. Он родился на островах Антильского архипелага, вместе с родителями переехал в Париж и там учился в Школе изящных искусств и академии Сюиса. В шестидесятые годы его пейзажи, милые, отнюдь не бунтарские, были приняты в Салон. Однако, преодолев влияние Коро и выработав собственный стиль, Писсарро оказался в числе тех, кто не мог продать свои картины, и было время, когда он чуть было не отказался от занятий живописью. Условия его жизни были суровыми, средств едва хватало, чтобы прокормить многочисленную семью. В 1870 году прусская армия дошла до ворот Парижа. Дом Писсарро в Лувесьенне был захвачен пруссаками, превращен в бойню, а его картины служили фартуками или настилом по грязи в саду. Писсарро был в это время в Англии. Вмести с Моне он писал на пленэре лондонские пейзажи. Вернувшись в Париж, Писсарро скоро понял, что, в сущности, ничего не изменилось, хотя империю сменила республика и прежние кумиры, козалось, были низвергнуты. Но в 1871 году был арестован Курбе. Базиль погиб на войне. Салон стал еще более реакционным. К тому же война, конфискации и Комунна лишили буржуа возможности покупать картины. В это время Писсарро взял под свое покровительство молодого живописца Поля Сезанна. Писсарро помог ему понять, что цвет в пейзаже может быть не только предметным, но и создавать форму. Краски, положенные рядом, взаимодействуют, вибрируют. Короткие мазки точно найденного цветового тона, крестообразно нанесенные параллельными диагоналями, могут создавать впечатление глубины и передавать ритм. С 1872 по 1877 год Сезанн находился под сильным влиянием Писсарро. Позднее подлинной страстью Сезанна стала внутренняя структура пейзажа. Незгибаемый Писарро никогда не сходил с избранного пути и был единственным художником, который предоставлял своей работой на все выставки импрессионистов. Лишь в конце жизни он обрел почет и признание. И хотя Писсарро главным образом был пейзажистом, он создал также несколько рисунков, посвященных социальной и политической жизни Парижа.
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||