Фрагонар Жан-ОнореФрагонар (1732-1806) был одним из художников, которым довелось творить в эпоху «галантных празднеств» и запечатлевать эти празднества. Будучи современником Ф. Буше, Ю. Робера и Ж.-Б. Шардена с одной стороны и старшим современником Ж.-Л. Давида и Энгра – с другой, Фрагонар в живописи словно перекинул мостик из времени Луи XY, времени изящного рококо к бурным годам Французской Революции. Переживший двух Людовиков, якобинский режим, Директорию и тихо скончавшийся в Империи Наполеона I, художник всегда оставался верен своим творческим принципам, которыми спустя много лет восхищались братья Гонкуры. Они, к слову сказать, ценили творчество Фрагонара не меньше, чем любимых японских мастеров кисти. Лучшие из картин, созданные художником, - «Бедное семейство», «Поцелуй украдкой», «Качели», «Дети фермера», «Прачки» - не были и не являются каким-то сверхоткровением для знатоков искусства. Многие склонны видеть в произведениях Фрагонара подражание манере Ватто и Буше. Кроме того, время заставляло художника творить в рамках определенных канонов. Влюбленность французского общества середины XYIII в. в легкое, невесомое, жеманное, отношение к жизни, как череде балов, загородных прогулок и утонченных диспутов, - заранее делали довольно ограниченным набор сюжетов и тем произведений. Изначально было ясно, какие цвета должны соответствовать тем или иным сюжетам, что можно, а что нежелательно изображать на холсте. И все-таки Фрагонар сумел вырваться из тесных рамок Канона, стать не просто придворным художником, но крупнейшим французским живописцем восемнадцатого столетия. Приехав из родного Граса в мастерскую Франсуа Буше изучать живопись, Фрагонар вскоре оказался у Жана-Батиста Шардена, не менее признанного мастера, но тот вновь отправил молодого художника к Буше. Так в 1750 г. Фрагонар очутился среди полотен, целиком посвященных античным и библейским сюжетам, а также портретов прекрасных дам и утонченных вельмож эпохи Людовика XY. Уже в 1752 г. юноша получает Римскую премию. А в 1756-м, привлеченный итальянской живописью XYII-XYIII вв., уезжает в Рим, где в течение пяти лет обучается во Французской Академии (до 1761 г.). Рисует он в это время очень много – как правило, подражает художникам прошлого. Создает ряд пейзажных рисунков – видов окрестностей Рима, Неаполя и др. итальянских городов. Пробует новые материалы – сангину, сепию, а также бистр. Зарисовки с натуры, попытка поймать игру теней, перенести на холст точные пропорции человеческого тела в любом его положении – задачи, над решением которых Фрагонар трудится в Италии. Опыт этих лет не пройдет даром – все 1760-е гг. художник посвятит воспеванию изящества – придавая истинно рубенсовским мотивам галантные формы. Пиры и адюльтеры – но какие невесомые, интимные! Кажется, что Фрагонар незаметно подсматривает за героями собственных произведений. Пусть изобретение этой манеры «галантного подсматривания» принадлежит не ему (вспомним хотя бы «Паломничество на Киферу» Ватто), однако, пожалуй, никто так скромно и так точно не наблюдал за своими персонажами. Стиль наблюдения совсем не навязчив; художник весь уходит в творчество, минимализируя желание «насладиться увиденным». Известность приходит к художнику в 1765 г., после картины «Корез и Каллироя». Отныне к нему «принято обращаться» в среде знати с каким-либо заказом. Такие заказы позволили Фрагонару зарабатывать на жизнь, дабы свободно отдаваться истинному творчеству. Он удачно совмещал живопись ради заработка и живопись «для себя» - одно, к счастью, не мешало другому. Поэтому конец 1760-х - 1770-е гг. отмечен целым рядом восхитительных полотен: «Читающая девушка», «Купальщицы», «Прачки»; в это же время художник пишет портреты Дидро и археолога де Сен-Пона, серию офортов, галантных миниатюр. Период, как это принято говорить, «расцвета творчества» Фрагонара продолжается вплоть до начала 1780-х гг. На эти годы приходится создание им чудесного «Поцелуя украдкой». Художник запечатлел на полотне тайный поцелуй девушки ее кавалером. Второпях, словно на бегу, героиня картины разрешает поцеловать себя в щеку. Кажется, что кавалер припадает к ней, уже скрываясь в дверях. Ощущение воздушности и невесомости. Кисть художника по-прежнему тверда, цвета – прекрасны; ласкает взгляд изящное сочетание голубого, красного и желтого оттенков. В «Поцелуе украдкой» живописец превосходит самого себя, раскрывая зрителю весь свой художественный талант. Авторитет Фрагонара в искусстве был настолько силен, что к его мнению прислушивается в восьмидесятые годы XYIII в. большинство ценителей искусства. Он одним из первых «официальных» художников понял, что нельзя останавливаться только на «легкой», «фривольной», «изящной» живописи. И сделал шаг вперед – работая над передачей настроения своих персонажей, добиваясь точности мельчайших штрихов, фиксирующих мгновенные перемены в душе человека. Это делало картины Фрагонара живыми. По воспоминаниям современников, публика действительно ценила произведения художника и восхищалась им, как творцом. Не стали исключением и деятели Французской Революции. В отличие от многих прежних художников, отмеченных монархами и подвергнутых забвению или изгнанию в бурные революционные годы, Фрагонаром дорожили. Он продолжал писать картины, будучи назначен на пост хранителя Национального музея, часто бывал членом жюри художественных выставок. В 1790-е годы продолжается его активная работа над иллюстрацией различных изданий. Самое известное из них – книга басен Лафонтена. Стоит вспомнить и картину «Фонтан любви», написанную тогда же, - своеобразный бенефис творчества художника. В ней Фрагонар вновь целиком отдается вдохновению, достигая замечательного результата. Пожалуй, никто из знаменитых современников-живописцев Оноре Фрагонара так и не смог затмить его таланта. (Для истинных любителей живописи Фрагонара рекомендуется две франкоязычные работы: 1. Portalis R. «Honore Fragonard. Sa vie et son oeuvre»., P., 1889. 2.Dayot A.et Vaillet L. «L’oeuvre de J.-B.-S. Chardin et J.H.Fragonard», P., 1907.). М.Петров
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||