Барбизонская школа живописиГруппа французских мастеров реалистического пейзажа 30-60-х гг. 19 в. Получила название от деревни Барбиэон (Вагbizon) близ леса Фонтенбло, где работали отдельные художники этой группы. Возникла в условиях кризиса академической и романтической школ. Создавая реалистичную систему пейзажа-картины, барбизонцы опирались на наследие голландской живописи 17 в., английских пейзажистов начала 19 в. (Дж. Констебла, Р. Бонингтона) и развивали реалистические тенденции национальной пейзажной школы 18 и нач 19 вв. (в т. ч. мастеров романтизма Т, Жерико, Э. Делакруа). Барбизонцы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Они достигли одухотворённости пейзажа, ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей. Работая с натуры над этюдом, а подчас и над картиной, художники барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, богатой тонкими валёрами, световыми и цветовыми нюансами. Старшее поколение барбизонцев (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н.В. Диаз) ещё сохраняло определенную связь с романтической традицией, подчёркивало героическое начало в пейзаже. Крупнейший мастер младшего поколения барбизонской школы живописи - Ш.Ф. Добиньи уделял большое внимание непосредственности впечатлений, точной фиксации состояний световоз-душной среды. Ряд барбизонцев и близких к ним мастеров (К. Труайон и др.) включали в пейзаж жанровые и анималистические изображения. К барбизонцам были близки К. Коро, Ж.Ф. Милле. Традиции барбизонцев повлияли на развитие реалистического пейзажа как во Франции, так и в других европейских странах (голландец Я, Б. Йонгкинд, венгры М. Мункачи и Л. Паал, румыны Н. Григореску, И. Андрееску, чех А. Хиттусси, русские пейзажисты А. П. Боголюбов, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев и др.).
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||