На "Винзаводе" открывается новый выставочный проект "Александр Лабас. 1976 г. Кузнецкий мост. Воспоминание о выставке"14 сентября 2010 г. В галерее "Проун" (4-й Сыромятнический переулок, д. 1 стр. 6) Центра Современного искусства "Винзавод" открывается новый выставочный проект "Александр Лабас. 1976 г. Кузнецкий мост. Воспоминание о выставке". В 1976 году в доме художника на Кузнецком мосту состоялась ретроспективнаяперсональная выставка Александра Лабаса (1900-1983). Уже немолодой художник,ровесник авангарда, успевший поучиться и у Кончаловского, и у Малевича, пережившийгоды абсолютной тишины и забвения, гонений на формалистов, избежавший ареста в 1937-ом, потому что работал над панно «Советская авиация» для Всемирной выставки в Париже,и призыва в действующую армию — впервые получил возможность такого полного,«отчетно-итогового»высказывания.Отсюда—невероятнаяскрупулезность иответственность, с которой Лабас готовился к выставке: художник сделал экспозиционныемакеты, потому что считал, по свидетельству племянницы О. Бескиной-Лабас, что «стенадолжна смотреться как единая картина», воспроизводил в миниатюре по памяти (!) ранниеработы 1920-1930-х гг., которые давно хранились в музеях. Большая часть подготовительныхматериалов (планы, макеты, рисунки) сохранилась, и выставка в галерее ПРОУНпредставляет вольную реконструкцию ретроспективы 1976 года, и речь в данном случаеидет не о буквальном воспроизведении схемы выставочного пространства или полномпредставлении творчества Александра Лабаса, но об очередном экпозиционномэксперименте, специальном поводе, чтобы вспомнить об искусстве Лабаса, которое на фонеобщей советской унылости было все о движении, цвете, оно как будто игнорировало саму реальность, возвращая зрителю чистоту и непосредственность переживания произведенияискусства (неслучайно в 1976 году выставку Лабаса ежедневно посещали несколько тысяччеловек, чувствуя «воздух» его искусства, неутраченную артистическую свободу).Выставочный проект галереи ПРОУН — с одной стороны, «выставка о выставке», доизвестной степени повторяющий «музейный подход» самого художника к процессу, сроднитому, как это происходит во всех крупных мировых музеях, когда для любой выставкиготовится подробнейший экспозиционный макет, где учитываются все детали, включаявысоту повески работ и оттенк стен, с другой — в профессиональную срежисированнуюисторию врывается живое время, личная судьба художника Лабаса, который оставалсяверным себе в течение всей жизни. На выставке будет представлено около 60 работ: живопись, графика, макеты, фотографии, планы. Источник: SOBESEDNIK.RU
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||