«Смолянки» Дмитрия Левицкого. В Русском музее открылась выставка крупнейшего русского живописца-портретиста XVIII века

«Смолянки» Дмитрия Левицкого. В Русском музее открылась выставка крупнейшего русского живописца-портретиста XVIII века

20 августа 2010 г.

19 августа в корпусе Бенуа открылась выставка, подготовленная к 275-летию со дня рождения Д. Г. Левицкого, крупнейшего русского живописца-портретиста XVIII века. К этому юбилею закончилась капитальная реставрация знаменитых «Смолянок», выполненная с учетом громадного реставрационного опыта, с использованием новых технологий, на основе тщательного предварительного исследования. На выставке представлено около 100 экспонатов из собраний Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Петергоф», Третьяковской галереи, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Российской национальной библиотеки, Института Русской литературы (Пушкинский Дом), а так же из частных собраний. Среди экспонатов живописные и графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура, фотографии, книги и документы.

Левицкий Дмитрий Григорьевич, один из выдающихся мастеров мировой портретной живописи, родился 13 или 17 мая 1735 года в Киеве, в семье священника Г. К. Левицкого Носа, известного украинского гравера. Переехал в Петербург около 1758, где учился у А. П. Антропова. В 1760-х годах работал в Москве. Руководил портретным классом Императорской Академии художеств (1771–1787), советник — с 1776, член Совета Академии — с 1780. В 1787 по невыясненным причинам ушел в отставку, работал как вольный живописец. В 1807 году возвращен в Совет Академии. Скончался Д. Г. Левицкий 4 апреля 1822 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.

Портреты учениц Смольного института, представленные во втором зале экспозиции, принадлежат к числу общепризнанных шедевров европейской живописи, до 1917 года они хранились в залах Большого Петергофского дворца. Возросший в середине XIX века интерес к произведениям русской живописи послужил поводом для триумфального шествия по выставочным залам в России и за рубежом шедевров кисти Дмитрия Левицкого, прежде известных лишь немногочисленным гостям, допускавшимся в залы императорской резиденции. Впервые «Смолянки» покинули гостиные Большого Петергофского дворца для участия в экспозиции художественных произведений русской школы на Всемирной выставке 1862 года в Лондоне. С момента своего появления в Русском музее (осень 1917 года) портреты практически никогда не изымались из основной экспозиции. Время от времени то или иное полотно из этой серии отправлялось на престижные зарубежные выставки. В 1985 году все портреты серии были впервые показаны как самостоятельный ансамбль на юбилейной выставке Д. Г. Левицкого, посвященной 250-летию со дня рождения художника, где была предпринята попытка реконструировать авторский композиционный замысел торжественной портретной сюиты. Давно сложилась традиция считать все семь портретов «Смолянок» единой серией, исполненной по заказу императрицы Екатерины II и написанной в хронологической последовательности. Хотя они имеют разный формат, размеры, масштаб фигур. Одно полотно написано в 1772 году, два — в 1773, одно в 1775 и три в 1776 году. Кроме того, художник использовал разные тематико-иконографические приемы: среди них есть костюмированные изображения, портреты в повседневных форменных платьях и в парадных нарядах, в интерьере и на природе, с аксессуарами и без них. И все же «Смолянки», безусловно, составляют единую серию — по образно-смысловому сходству, какие бы разные сюжетные и композиционные приемы ни использовал их создатель. В последних портретах серии — исполненных в 1776 году изображениях Екатерины Молчановой, Наталии Борщевой, Глафиры Алымовой выражены этические идеи Просвещения. Аллегорический смысл каждого из трех портретов достаточно ясен: сидящая у физического прибора Молчанова олицетворяет науку, танцующая Борщева — театр, играющая на арфе Алымова — музыку. Однако, существует более сложный, философский, подтекст трех последних портретов «Смолянок», касающийся одной из главных идей Просвещения: постоянным совершенствованием разума, приобщением к науке в процессе жизненной игры творится аналогичная музыкальной гармония человеческого бытия. Именно поэтому на выставке представлены скульптурные портреты крупнейших идеологов этой эпохи – Дидро, Руссо, Вольтера.

Одним из сенсационных открытий выставки станет «Портрет Павла I» (конец 1790-х), некогда принадлежавший князьям Голицыным и числившийся работой неизвестного автора. Из числа полупарадных портретов представлен «Портрет Ивана Логиновича Голенищева-Кутузова», директора Морского Кадетского корпуса, кроме того - портрет писателя, журналиста, издателя, масона и вольнодумца Николая Ивановича Новикова, а так же серия женских портретов: «Неизвестная из семьи Шаховских», 1785; «Неизвестная с розой», 1788; «Неизвестная», конец 1790-х).

19 августа - 01 ноября 2010
Адрес корпуса Бенуа:
Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2

Источник: ARTRUSSIA

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru