Небо в искусстве. Выставка с таким названием впервые открывается в Русском музее в северной столице12 августа 2010 г. 12 августа в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Небо в искусстве». Эта тема увлекала художников всех времен. Образ неба - удивительного чуда природы - в каждую эпоху раскрывался по-своему, оставляя след мировоззренческого и стилистического состояния искусства. Однако подобная выставка сделана впервые. На экспозиции представлены произведения живописи и графики отечественных и зарубежных художников XIX – XXI столетий, иконы, скульптуры, инсталляции и фотографии из коллекции ГРМ и частных собраний. Искусство конца XX-начала XXI веков представлено произведениями Эрика Булатова («Тающие облака», 1982-1987), классика немецкого искусства ХХ века Йорга Иммендорфа («В полете», 2002), Виктора Тихомирова («Мужчина созерцает светила», 2009), Владимира Любарова («Лунатики», 2009), Михаила Шварцмана («Двери неба», 1987-1988), Оскара Рабина («Окно Валентины», 1965), фотографиями Сергея Ястржембского и других художников. Впервые в Русском музее представлены картины первого человека, вышедшего в открытый космос - дважды героя Советского Союза Алексея Леонова «Первый выход в открытый космос» (1990) и «Где-то здесь возникло человечество» (2009). Пейзажисты русской реалистической школы (передвижники) обращаются к небу в поисках красоты и правды на родной земле. На картине Николая Дубовского «Притихло» (1890) предгрозовое небо нависает над землей тяжелым облаком, как предощущение, предвестие. Достоверности простого неба искал в своих живописных открытиях Архип Куинджи. Для любования его небесами не нужны экстремальные условия, особое настроение, дальние путешествия: нужно просто взглянуть ввысь, сбросив с глаз пелену привычного. Картины Куинджи - это радость узнавания настоящего неба в волшебном сопоставлении красок («Лунная ночь на Днепре, 1880, «Закат в степи на берегу моря», 1900-10). В русле символизма художники рубежа веков осуществляли попытки вернуть в картины сакральное, «иное» небо. Это небо творцов и мистиков, странников и поэтов. Оно противоположно небу бытовому, материальному (Виктор Борисов-Мусатов «У водоема», 1902, «Облака», 1904). Ну а картина Марка Шагала «Прогулка» (1917-18) как бы связывает этот зал с предыдущим - космическим. Влюбленных Шагала не тяготила земля. Идиому «крылья любви» художник иллюстрировал, запуская их в небеса. Небо эпических времен с археологической подробностью воссоздавал Николай Рерих. Время, когда люди воздевали руки к богам в облаках, и те говорили с людьми. Такое небо легко становилось метафорой, и в нем можно было увидеть караван, огонь, благословение, волшебство и - битву добра со злом за покоящуюся в первобытном сне землю («Небесный бой», 1912, «Веления неба, 1915). Источник: ARTRUSSIA
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||