Небо в искусстве. Выставка с таким названием впервые открывается в Русском музее в северной столице

Небо в искусстве. Выставка с таким названием впервые открывается в Русском музее в северной столице

12 августа 2010 г.

12 августа в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Небо в искусстве». Эта тема увлекала художников всех времен. Образ неба - удивительного чуда природы - в каждую эпоху раскрывался по-своему, оставляя след мировоззренческого и стилистического состояния искусства. Однако подобная выставка сделана впервые. На экспозиции представлены произведения живописи и графики отечественных и зарубежных художников XIX – XXI столетий, иконы, скульптуры, инсталляции и фотографии из коллекции ГРМ и частных собраний.

Искусство конца XX-начала XXI веков представлено произведениями Эрика Булатова («Тающие облака», 1982-1987), классика немецкого искусства ХХ века Йорга Иммендорфа («В полете», 2002), Виктора Тихомирова («Мужчина созерцает светила», 2009), Владимира Любарова («Лунатики», 2009), Михаила Шварцмана («Двери неба», 1987-1988), Оскара Рабина («Окно Валентины», 1965), фотографиями Сергея Ястржембского и других художников.

Впервые в Русском музее представлены картины первого человека, вышедшего в открытый космос - дважды героя Советского Союза Алексея Леонова «Первый выход в открытый космос» (1990) и «Где-то здесь возникло человечество» (2009).

Пейзажисты русской реалистической школы (передвижники) обращаются к небу в поисках красоты и правды на родной земле. На картине Николая Дубовского «Притихло» (1890) предгрозовое небо нависает над землей тяжелым облаком, как предощущение, предвестие.

Достоверности простого неба искал в своих живописных открытиях Архип Куинджи. Для любования его небесами не нужны экстремальные условия, особое настроение, дальние путешествия: нужно просто взглянуть ввысь, сбросив с глаз пелену привычного. Картины Куинджи - это радость узнавания настоящего неба в волшебном сопоставлении красок («Лунная ночь на Днепре, 1880, «Закат в степи на берегу моря», 1900-10).

В русле символизма художники рубежа веков осуществляли попытки вернуть в картины сакральное, «иное» небо. Это небо творцов и мистиков, странников и поэтов. Оно противоположно небу бытовому, материальному (Виктор Борисов-Мусатов «У водоема», 1902, «Облака», 1904).

Ну а картина Марка Шагала «Прогулка» (1917-18) как бы связывает этот зал с предыдущим - космическим. Влюбленных Шагала не тяготила земля. Идиому «крылья любви» художник иллюстрировал, запуская их в небеса.

Небо эпических времен с археологической подробностью воссоздавал Николай Рерих. Время, когда люди воздевали руки к богам в облаках, и те говорили с людьми. Такое небо легко становилось метафорой, и в нем можно было увидеть караван, огонь, благословение, волшебство и - битву добра со злом за покоящуюся в первобытном сне землю («Небесный бой», 1912, «Веления неба, 1915).

Источник: ARTRUSSIA

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru