В ГМИИ им.Пушкина открывается новая экспозиция «Собрание живописи Германии, Австрии, Швейцарии и скандинавских стран XV - ХХ веков»16 июня 2010 г. Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку, приуроченую к выходу в свет полного научного каталога «Собрание живописи Германии, Австрии, Швейцарии и скандинавских стран XV - ХХ веков». В полной версии коллекции 400 полотен, многие из которых были атрибутированы лишь в последние годы. Первый каталог, посвященный немецким и австрийским художникам, вышел еще в 1963 году. С тех пор коллекция старых мастеров значительно увеличилась. В 60-е годы музей получил в дар картины XVII - XVIII веков из собрания Поскрёбышева. Еще раньше фонды музея пополнялись за счёт собраний западноевропейской живописи Голицыных, Юсуповых, Шереметевых, Вяземских, Остроухова. Разместить их в постоянной экспозиции не было возможности из-за отсутствия площадей. Лишь совсем недавно в одном из залов Музея изобразительных искусств появились шедевры немецкой и нидерландской живописи XV - XVI веков. Среди них – работы Кранаха, Брейгеля. Портрет Софии Шарлотты Бранденбургской кисти Рамондона зрители вообще увидят впервые. Мастера немецкой живописи , которые работали на рубеже XVI - XVII веков меньше известны, чем художники XV века. Период взлёта был уже позади, и сама Германия к тому времени была раздроблена на мелкие княжества. Чтобы получить профессиональное образование, художники отправлялись в Италию, Францию, Голландию. Немцы оказались талантливыми учениками, освоив школу, они нашли свой стиль. В это время прославились Пфейлер, Тамм, Хартман. Самый известный австрийский мастер середины XVIII века - Фюгер. Он писал портреты многих известных людей того времени. Например, его кисти принадлежит свадебный портрет Елизаветы Разумовской. Дом Разумовских в Вене был одним из самых гостеприимных. «Имели большой салон. Стоит отметить, что как хозяйка салона она принимала Бетховена. Среди её знакомых был скульптор Канова, тот же живописец Фюгер,то есть этот был один из крупных литературно-художественных салонов Вены», - поясняет куратор выставкиЛюбовь Савицкая. Интересны жанровые картины шведских художников конца XVIII - начала XIX века. Они первыми обратились к производственной теме. «Это "Посещение шахты королём Густавом IV" и "Ковка металла", - рассказывает Любовь Савицкая. - Эта картина создана в конце 80-х годов XVIII столетия. Важно, что своим интересом к конкретным бытовым сценам, деталям бытовой жизни шведские художники уже в конце XVIII века обращаются к темам промышленного производства. Это то, что возникает в будущем у художников других школ». Москва, ул. Волхонка, 12, Источник: TV Культура
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||