Выставка "От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств Будапешта" открывается в Москве07 июня 2010 г. C 8 июня 2010 г. в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина будет открыта экспозиция «От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств. Будапешт». Проект стартует сразу после завершения широкомасштабной выставки «Пикассо. Москва. Из собрания Национального музея Пикассо, Париж», которую посетили около 250000 человек. Не случайно два столь контрастных по изобразительному материалу проекта согласно выставочному плану музея следуют один за другим. Именно обострённый интерес к произведениям старых мастеров стал характерной особенностью позднего творчества Пикассо. Вольное копирование творений Эль Греко, Веласкеса, Мурильо, Рембрандта, Давида, Энгра и др. гениальных предшественников стало особым жанром в его творчестве. Так Пикассо стремился к осознанию своих корней, своей принадлежности к плеяде великих, в то же время отстаивая независимое и равноправное положение в их ряду. На выставке будут представлены 60 полотен старых мастеров из собрания главного художественного музея венгерской столицы, в том числе произведения Рафаэля, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тиеторетто, Рубенса, Дюрера, Хальса, Веласкеса, Хосе Риберы, Эль Греко и Гойи. Картина Франсиско Гойи «Девушка с кувшином» или «Водоноска» – одно из самых прославленных в Будапештском музее. Небольшая, так называемого, «кабинетного формата» картина была приобретена герцогом Кауницом в Мадриде вместе с парной картиной «Точильщик», затем попала в собрание князей Эстерхази. В 1871 работа была выкуплена венгерским государством. «Водоноска» создана по мотивам событий народно-освободительной борьбы Испании в период наполеоновских войн. Сюжет прост: на закате девушка из народа несёт мужчинам воду. Она написана в традиционной испанской манере: художник подчеркивает присущее любому испанцу – от гранда до водоноса – чувство собственного достоинства. Это одно из лучших произведений Гойи и по живописи: мазки то густые, плотные, буквально лепящие форму, то легкие и воздушные. Резкие контрасты цвета сменяются тончайшими нюансами, краски то вспыхивают, как под лучами заходящего солнца, то ложатся сумрачными тенями. Все это создает в картине драматическое напряжение. Картина Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина» написана на сюжет басни Эзопа. Йорданс создал целый ряд произведений на эту тему, их охотно покупали. В постоянной экспозиции ГМИИ есть свой «Сатир в гостях у крестьянина» кисти знаменитого фламандца. Экспозиция «От Рафаэля до Гойи. Шедевры из коллекции Музея изобразительных искусств. Будапешт» вернёт зрителей в изобразительный контекст XV-XVIII вв. Позволит соприкоснуться с панорамой художественного наследия, которое служило и служит не только опорой и стимулом в создании принципиально нового, но и зеркалом, в котором художники XX столетия видели себя и своё искусство. Выставка из Будапештского музея изобразительных искусств продлится в ГМИИ им.Пушкина по адресу: Москва, Волхонка,12 до 29 августа 2010 года. По материалам издан цветной каталог. Источник: Музеи России
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||