Персональную выставку Эрнста Неизвестного под названием "Возвращение в Манеж" планируется провести в конце 2010 года09 апреля 2010 г. Масштабную персональную выставку Эрнста Неизвестного под названием "Возвращение в Манеж" планируется провести в ЦВЗ "Манеж" в конце 2010 года, сообщил в интервью РИА Новости организатор проекта Феликс Комаров, долгое время продававший работы художника в своей нью-йоркской галерее. "Надеюсь, что грандиозная персональная выставка работ Эрнста Неизвестного "Возвращение в Манеж" подарит ему возвращение в дни молодости", - сказал Комаров. Он напомнил, что именно работы Неизвестного вызвали гнев Никиты Сергеевича Хрущева на знаменитой выставке художников-авангардистов в 1962 году. По словам собеседника агентства, "когда говорят о Неизвестном, всегда вспоминают именно этот скандал с Хрущевым в Манеже. Однако сам художник любит напоминать, что был Неизвестным и прежде". Получилось так, что именно Неизвестного выставили перед Хрущевым как лидера авангардистов. Глава государства назвал его произведения "дегенеративным искусством", обвинил художника в "искажении лиц советских людей". Скульптор боялся, что за этой беседой последует арест и ссылка, однако удалось отделаться принудительной психиатрической экспертизой. По иронии судьбы, именно Неизвестному двенадцатью годами позже доверили надгробный памятник Хрущеву, до сих пор стоящий на Новодевичьем кладбище. Неизвестный - прежде всего монументалист, убежден Комаров, которого связывает с художником многолетняя дружба. Именно на монументальные работы он намерен сделать ставку, устраивая выставку в Москве. "Он - философ, и самая главная его философия - это философия формы. Неизвестный гениальный мастер, монументалист. А монументалист должен видеть издалека и далеко, чтобы вписать свое творчество в пространство", - убежден собеседник агентства. Комаров рассказал, что вокруг небольшого загородного дома художника на островке Шелтер расположен уникальный парк скульптур, каждая - 4-5 метров высотой. "Под тяжестью многотонной бронзы они потихонечку оседают, вдавливаются в землю, в зеленую траву. Жалко только, что травка не московская", - добавил собеседник агентства. "Эрнст Неизвестный говорит: если хочется дотронуться рукой, то это искусство. До его произведений дотронуться хочется", - заключил он. По словам Комарова, в последнее время скульптор чувствует себя не очень хорошо, однако продолжает непрерывно работать. "В данный момент он создает надгробие Михаилу Таничу. Это не просто надгробие, а выдающееся произведение: огромная книга, а через книгу прорастает букет роз. В одном из последних стихотворений Танича были строки про розы - возможно, оно и вдохновило Неизвестного", - рассказал он, выразив надежду, что памятник будет закончен ко дню рождения Танича, 15 сентября. Работы Неизвестного востребованы во всем мире: коллекционеры с завидным постоянством скупают на аукционах творения мастера - миниатюрные, монументальные и живописные. В шведском Уттесборге есть его музей, а в Египте на Асуанской плотине стоит одна из самых грандиозных скульптурных композиций в мире - его "Цветок лотоса". По числу масштабных проектов на территории бывшего СССР Неизвестный может поспорить разве что с Зурабом Церетели. Некоторые произведения Неизвестный полностью или частично спонсировал из собственных средств: например, монумент "Память шахтерам Кузбасса", расположенный на Красной Горке, где в 1721 году рудознатец Михайло Волков открыл первые залежи угля, а в 1907 году был основан Кемеровский рудник, скульптор передал в дар Кузбассу. Среди прочих произведений, установленных Неизвестным на родине, - 15-метровая "Маска скорби" в Магадане в память о жертвах сталинских репрессий; памятник жертвам депортации в Элисте; "Древо Жизни" в Москве, памятник Сергею Дягилеву в Перми. Одна из самых известных его работ - созданная в 1994 году статуэтка ТЭФИ. Сам художник, однако, считает, что в России его скульптур могло бы быть больше. Отвечая на вопрос о причинах равнодушия коллекционеров к монументалистике, Комаров пояснил, что "скульптура, а монументальная - в особенности, не предмет первой жизненной необходимости: стоит она очень дорого - одно только производство обходится в сотни тысяч долларов, - а благотворительность в этой сфере пока не развита". Галерист привел слова самого Эрнста, который утверждает, что в его парке скульптур одной только бронзы - на миллионы долларов. Однако собеседник агентства выразил уверенность в том, что "мы вскоре придем к пониманию ценности скульптуры", и наследие Неизвестного будет востребовано. Источник: РИА Новости
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||