В Третьяковке открылась масштабная выставка работ Александра Дейнеки, приуроченная к 110-летию со дня рождения художника17 марта 2010 г. Масштабная экспозиция, приуроченная к 110-летию со дня рождения Александра Дейнеки, проходит в рамках проекта Третьяковской галереи и Издательской программы "Интерроса". Искусство А.Дейнеки сегодня видится самым правдивым и талантливым свидетельством ушедшей эпохи. Стихотворная строка плаката "Работать, строить и не ныть!" отвечает позитивному мироощущению мастера, смелости и оптимизму его искусства. Энергия образов художника заражает, а художественный язык и сегодня воспринимается как новаторский. Важнейшими в своем творчестве А.Дейнека считал "большие насущные темы" и их "выражение языком новой художественной формы". Он во многом расширил границы живописи, обогатив ее художественными средствами фотографии и плаката. Его искусство вобрало в себя опыт авангарда, веру в переустройство мира и чувство причастности времени. Главные в творчестве художника мотивы – авиация, спорт и труд – легли в основу большеформатных картин, на которых советская "молодежь героически трудится и замечательно отдыхает". Герои его полотен – шахтеры Донбасса, текстильщицы, рабочие Петрограда, футболисты, а вместе с ними "большекрылые синие и красные самолёты, серебристые дирижабли, тёмные силуэты паровозов с длинными цепочками нагруженных вагонов, быстроходные катера, покачивающиеся на блестящей глади морских заливов". Полноправный соавтор эпохи, А.Дейнека решил важнейшую задачу, стоящую перед советским искусством 1920–1930-х годов, – нашел изображение "коллективного человека". Пронзительный трагизм и эмоциональная мощь живописи и графики А.Дейнеки военных лет уникальны для русского искусства XX века. Масштабный раздел выставки представляет прославленные работы мастера военного периода – "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941, ГТГ), "Оборона Севастополя" (1942, ГРМ), рисунки тех лет. Открытием для зрителей станет лирическая линия творчества А.Дейнеки. В серии работ "Сухие листья" 1933 года прослеживается традиция русского пейзажа настроения. Полные поэзии картины "На балконе" (1931, ГТГ), "Купающиеся девушки" (1933, ГТГ), "Спящий ребенок с васильками" (1932, ГТГ) отражают интерес мастера к классическим канонам и телу человека как одному из основных его элементов. Главным в работах этого периода становится пластическое совершенство, "вечная тема" красоты. Впервые после длительной реставрации экспонируются крупноформатные полотна из собрания Третьяковской галереи "Никитка – первый русский летун" (1940), "Бой амазонок" (1947), "Купальщица" (1951) и "Запорожцы" (1939–1940), выставлявшееся лишь однажды, при жизни художника, в 1941 году. Выставка проходит в ГТГ на Крымском валу и продлится до 23 мая 2010г. Источник: Третьяковская галерея
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||