В Национальной галерее Лондона открылась выставка американских художников "Улица проституток"23 ноября 2009 г. На табличке с названием улицы крупными буквами написано Hoerengracht, что по-голландски означает "Улица проституток". Я вхожу в знаменитый амстердамский район "красных фонарей". На самом деле такой улицы в Амстердаме нет, есть другая, с очень похожим названием Herengracht – "улица джентльменов". Расположена она в одном из самых элегантных, дорогих и роскошных районов Амстердама, и к красным фонарям никакого отношения не имеет. Авторы выставки - американские художники Эд и Нэнси Кинхольц - добавили всего лишь одну букву, и Улица Джентльменов превратилась в Улицу Проституток. Сегодня трудно уже удивить кого бы то ни было даже самым дерзким и смелым художественным проектом. Правда, место им, как правило, - в современных галереях и на показах типа Бьеннале. Но солидная респектабельная Национальная галерея?! Ее-то чего вдруг понесло в эти сомнительные дебри? "Большинство наших посетителей считают, что Национальная галерея - вместилище старого, респектабельного, приглаженного искусства, и в ней нет ничего грязного или подозрительного", - отвечает на мой недоуменный вопрос куратор выставки Колин Уиггинс. "Но если взглянуть на нашу коллекцию поподробнее, то можно увидеть, что она переполнена проститутками. Это, как известно, древнейшая профессия, и художники обращались к ней с древнейших времен. Мы специально выставили здесь у входа сделанные в Амстердаме картины голландской живописи XVII века - перед нами сцены проституции. Вот молодой человек пытается улечься с девушкой в постель, горит свеча, сцена выписана прекрасно, но прежде чем лечь женщина требует от него денег и мужчина протягивает ей пригоршню монет. На следующей картине женщина в ярко-красном платье, мужчина протягивает ей устрицу. Устрица, как известно, афродизиак и сексуальный символ. И обратите внимание, несмотря на временную разницу в 400 лет антураж во многом сходный - полумрак, дверные проемы, темные закоулки, в которых творятся темные дела. Поместив эти картины прямо у входа в инсталляцию, мы обозначаем связь - между историческим Амстердамом и классическими работами старых мастеров и современным Амстердамом и актуальным современным искусством". Разумеется, в наше время - как, впрочем, и всегда - темой искусства могло быть все, что угодно, в том числе и проституция. Если работы старых мастеров прошли проверку временем и заслуженно считаются классикой, то в какой степени работа этих современных художников - Эда и Нэнси Кинхольц - достойна того, чтобы оказаться выставленной в залах Национальной галереи?. Источник: BBC
В. Богунова ã, Москва, 2002 г. |
||||