Готика

Готика

Готика, готический стиль (от итал. – готский, от названия германского племени готов) – художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной Европы и частично Восточной Европы (сер. XII – и XV – XVI вв.). Термин «готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала XIX в., когда для искусства X – XII вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Г., в ней выделили раннюю, зрелую (высокую), позднюю фазы. Г. развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под ее эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Г. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для Г. характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Г. унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Г. занимал собор – высший образец синтеза архитектуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамическим архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Г. отражало изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил – городских, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонические системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.

Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, который стал ведущим архитектурным типом в Г. Он являлся средоточием городской жизни, был способен вместить все взрослое население города.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создавалось рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхних галерей. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали. Статуи и рельефы образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Декор ритмически организован и строго подчинен архитектурным членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и желтые тона. Окрашенный свет, проникавший через витражи, усиливал впечатление необозримости и беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Наиболее известные готические соборы – Собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор.

Основным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылось и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенности стойкости человека.

В эпоху Г. расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъема декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Г. зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в сере-дине XII в. и достигла расцвета в 1-й пол. XIII в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму.

В светском городском зодчестве использовались главным образом композиционные и декоративные приемы Г. На главной площади города стоились ратуши с обильным декором, нередко с башней. Замки превращались в величественные дворцы с богатым убранством, строились особняки богатых горожан.

В поздней Г. получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматичной экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты. В миниатюрах наметилось стремление к одухотворенной человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежит мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль (от названия города Лиможа), шпалеры и резная мебель.

В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в XIV – нач. XVI вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре и живописи, немецкой, чешской, польской декоративной пластике, в алтарной скульптуре и живописи. В XV – XVI вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении XVI в. Г. почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.

 

 

В. Богунова ã, Москва, 2002 г.

А.Кубрин. Герб РФ, 1995. Маркетри.

ГЛАВНАЯ

СОСНЫ

ВЫСТАВКИ

ХУДОЖНИКИ

ГОСТЕВАЯ
Сайт Международного Художественного Фонда. Выставки, вернисажи, художники, продажа картин. http://www.artfund.ru
Сайт творческой студии BoKu Art. Галерея. Продажа картин. http://boku-art.narod.ru
Сайт художника Анатолия Кубрина. Живопись маркетри. "Живые" картины из элитных сортов шпона, биоэнергетика дерева. http://marketry-kub.narod.ru
Русские бильярдные столы от мастера Германа http://master-german.narod.ru